Интересы иностранных держав, во время революции в Иране
Иранская революция началась в декабре 1905 народными демонстрациями против произвола шахских властей в Тегеране, Ширазе, Мешхеде. Закрылись базары, лавки, мастерские. Демонстрации возглавлялись духовенством. После того как власти попытались арестовать несколько проповедников, 5 тыс. ремесленников, купцов, студентов духовных училищ и др. во главе с высшим тегеранским духовенством сели в бест
в одной из мечетей под Тегераном. Под давлением народного движения и вследствие отказа шахских войск выступить против участников беста и демонстрантов шах издал 5 августа 1906 указ о введении конституционного строя. 7 октября открылся первый иранский меджлис, который выработал Основной закон - первую часть Иранской конституции, ограничивавшей власть шаха. После утверждения в декабре 1906 г. Основного закона завершился первый этап революции, когда все оппозиционные шахскому режиму силы (рабочие, городская беднота, ремесленники, мелкое и среднее купечество, либеральные помещики, духовенство, крупная буржуазия) выступали вместе за введение конституции.
С 1907 начался второй этап революции. Среди её участников определились два направления - либеральное и демократическое. Активизировались и стали выдвигать свои требования крестьяне, рабочие, городская мелкая буржуазия. Усилилась антиимпериалистическая борьба (бойкот иностранных товаров и др.). В северных, а затем центральных и южных районах ширилось крестьянское движение. Были созданы первые рабочие организации. Рост общественно-политической активности народных масс проявлялся в создании буржуазно-революционных организаций - энджоменов; активизации деятельности нелегальных революционно-демократических организаций муджахидов
(первые общества муджахидов возникли в 1905); в организации добровольческих вооружённых отрядов федаев
, в бурном развитии прессы. Под нажимом народного движения первый меджлис принял законы об отмене феодальных тиулей
, сокращении пенсий феодальной аристократии, были приняты дополнения к Основному закону, провозглашавшие буржуазные свободы в Иране, создание светских судов (наряду с духовными).
Великобритания в начале революции прикрывала свои империалистические цели маской сочувствия иранскому конституционному движению. Русский царизм, глубоко враждебный иранской революции, но ослабленный поражением в войне с Японией и Революцией 1905-07 гг., не оказал в первые годы революции военной поддержки реакционному режиму шаха. Германские империалисты вели демагогическую пропаганду против Великобритании и России и лицемерно выдавали себя за сторонников национально-освободительного движения и укрепления независимости Ирана. Обострение империалистических противоречий Великобритании и России с Германией и страх перед дальнейшим углублением революции в Иране привели к подписанию (в августе) англо-русского соглашения 1907 г., в соответствии с которым Иран был разделён на русскую, английскую и нейтральную зоны, после чего Великобритания и Россия усилили борьбу против революционного движения в Иране. 23 июня 1908 г. Мохаммед-Али-шах силами персидской казачьей бригады совершил в Тегеране контрреволюционный переворот, разогнал меджлис и энджомены.
СССР в 1938 — начале 1941 г.
Внутриполитическое и экономическое развитие СССР оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа личности И.В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Одновременно росли вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и в ...
Колониальные захваты в Восточной Африке
Во внутренних районах Восточной Африки первые европейцы появились только в середине XIX в. До этого их контакты с населением ограничивались лишь побережьем. Европейские путешественники совершили много важных открытий в регионе, но одновременно они указали пути и подготовили почву для проникновения в глубинные районы Восточной Африки евр ...
Реформы в области просвещения.
Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено "Положение о начальных народных училищах", согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприхо ...