Введение

Культура — одна из важнейших областей общественной жизни. В современном обществоведении существует множество разноречивых ее толкований. Но как бы мы ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование — умственное и нравственное. Трудно найти такую сферу общественной жизни, которая не имела бы культурно-исторического аспекта. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо. Создавая мир предметов и идей, он создает и самого себя.

Данная тема достаточно актуальна сегодня. Множество людей интересуется культурой XIX века и в наши дни. Художественная культура, музыка живо обсуждаются и остаются главной темой многих разговоров. Писатели, художники, музыканты XIX века сделали большой вклад в развитие русской культуры.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер — истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т. д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех ее областей.

При изучении культуры следует иметь в виду и проявление специфических, свойственных только ей закономерностей, обусловленных историческими условиями данного времени. В различные периода ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая ее отрасль (архитектура в течение всей эпохи средневековья, литература в XIX в., наука в развитии современной культуры и т. д.).

Интерес к истории русской культуры начал проявляться в России примерно в 30 —40-е годы XIX в. Он был связан с ростом национального самосознания, общим интересом к историческому прошлому нации, идейной борьбой этого времени, со спорами западников и славянофилов о судьбах России. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Главной участницей и идейной вдохновительницей культурно-просветительного движения выступала прогрессивная, разночинная интеллигенция, видевшая в этом свой нравственный долг. Стремление улучшить жизнь народа путем просвещения побуждало представителей интеллигенции к участию в Комитете грамотности, земских и вечерних школах, многочисленных благотворительных организациях. При этом такая деятельность воспринималась с большим энтузиазмом.

Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских писателей, художников, композиторов.

Краткий обзор авторов использованной литературы: Белый А., Яковкина Н.И., Милюков П.Н., Луков Н.М., Колин М.А.

Исторические условия и характерные черты абсолютной монархии
В Британии после завоевании её англосаксами образовалось несколько враждовавших между собой королевств. В IX веке они объединились в королевство Англию. В стране установился феодальный строй. Но многие крестьяне оставались свободными. Королевская власть была слабой. В 1066 году Англия была завоёвана герцогом Нормандии Вильгельмом. В за ...

Реформы Селима III.
Прогрессирующий упадок империи чувствовали и представители господствующего феодального класса. Наиболее дальновидные из них пытались найти выход в реформах, направленных на преодоление сепаратизма пашей и укрепления власти султана. Реформаторы добивались оздоровления финансов, укрепления армии и администрации. Более значительная попытк ...

Столыпинская аграрная реформа
Бурж. реформа крест. надельного землевладения в России. Началась по указу от 9 нояб. 1906, прекращена по пост. Врем. пр-ва 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени пред. Сов. Мин. П.А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы. Разрешение выходить из крест. общины на хутора и отруба (закон от 9 нояб. 1906), укрепление Крест. поземель ...