Создание «Наказа»

Преследуя цель установить тишину и спокойствие в стране, укрепить свое положение на престоле, Екатерина II созвала в 1767 году в Москве специальную Комиссию для составления нового свода законов Российской империи взамен устаревшего Соборного уложения 1649 г. В работе Комиссии участвовало 572 депутата, представлявших дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество. Крепостные крестьяне, составлявшие примерно половину населения страны, в работе Комиссии не участвовали.

Депутаты по предложению Екатерины II представили в комиссию примерно 1600 наказов с мест, дабы лучше узнать было нужды и чувствительные недостатки народа. В качестве руководящего документа Комиссии 1767 г. императрица подготовила «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма. «Наказ» Екатерины II состоял из 22 глав и был разбит на 655 частей. Во всем «Наказе» исследователи находят около четверти незаимствованных статей, да и те большей частью – заголовки, вопросы или пояснительные вставки, (4.161).

Навеянные теми же источниками, хотя и встречаются оригинальные статьи очень важного содержания. Екатерина сама не преувеличивала, даже не умоляла участия своего авторства в «Наказе».

Крестьянская война 1773-75
Крупнейшее в России антифеод. движение под рук. Е.И.Пугачева. Охватило терр. Приуралья, Зауралья, Ср. и Ниж.Поволжья. Движущие силы: казаки, рус. крестьяне, башкиры, татары, мишари, калмыки, чуваши, марийцы, мордва, удмурты и др. В своих манифестах Пугачев обещал всем землю и волю, свободу вероисповедания, амнистию за прежние восст., чт ...

Реформы и контрреформы
Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская, городская, судебная, военная и другие реформы. Их основная цель — привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремле ...

Историческое событие
Было время, когда история утверждала себя как наука, обладающая специфическими предметом и процедурой познания, и вопросы об истинности исторических фактов историкам даже не приходили в голову. «В ту пору историки питали ребяческое и благоговейное почтение к «фактам». Они жили наивным и трогательным убеждением, что ученый – это человек, ...