Правление Радама I

Сын и наследник Андрианампуйнимерины Радама I (1810—1828) всю свою деятельность направлял на расширение и укрепление государства. Он создал постоянную армию, а само население поделил на две категории — гражданских и военных. Король ввел систему вунинахитра, или рангов (похожую на петровскую «Табель о рангах»), по которой солдат получал 1 ранг, а военачальник — 10. Впоследствии правитель распространил эту систему и на гражданских чиновников, доведя количество рангов до 16. При этом, знатное происхождение не означала автоматического присвоения того или иного ранга, хотя существенно облегчало карьеру.

Король, личность которого обожествлялась, продолжал оставаться верховным собственником всех земель в государстве. Вокруг него группировалось высшее сословие. Оно было представлено сановными представителями правящего рода и других аристократических семейств (андриана). Они имели право на крупные условные держания (вудивуна), передававшиеся по наследству. Вся знать обязана была нести военную службу, возглавляя ополчение своих подданных, и сдавать часть фиксированной ренты-налога в королевскую казну.

Второе сословие состояло в основном из земледельцев (ху-ва), которые получали от короля наследственные владения — участок орошаемого рисового поля (хетра). Крестьяне были двух категорий: одни зависели непосредственно от короля, другие — от феодалов. Королевские крестьяне (мена-бе) все подати сдавали в его житницу в натуральном виде через старейшин сельских общин. Крестьяне феодальных держаний половину объема натурального налога сдавали своему господину, половину — в королевские кладовые. Поземельный налог (исан-кетра) был по объему сравнительно невелик (около 1/40 урожая риса с надела). Но характер эксплуатации крестьян обеих категорий определялся королевской барщиной, сроки которой, в отличие от поземельного налога, не были фиксированными и составляли порой до четырех дней в неделю. Отработочная повинность была очень тяжелой. В основном это были работы государственного значения, главным образом строительные.

Обе группы крестьян, а также крестьяне-ремесленники, которые платили налоги изделиями своего труда, формально составляли одно сословие — свободных подданных. Фактически же феодальный крестьянин не имел права покинуть владения хозяина, он был прикреплен к земле. Королевские крестьяне были прикреплены не к земле, а скорее к тяглу (налогам).

Торговля мясом и скотом была монополией короля. Высоким был и налог на убой скота — половина туши быка. Королевская казна пополнялась и денежными налогами с крестьян (в серебряных португальских пиастрах). Это происходило по случаю и в дни торжественных событий в жизни государства, королевской семьи и своей собственной семьи (рождение ребенка, похороны, свадьба и др.).

Третье сословие в обществе Имерина состояло из «каст» полусвободных, или мейнти: манисутра, маненди и циарундахи. Первые две группы по имущественно-правовому положению почти не отличались от крестьян-земледельцев. Они несли такие же повинности и выплачивали те же налоги. Но на общественной лестнице они стояли ниже хува, поскольку являлись потомками освобожденных рабов. Особняком стояла каста циарундахи. Они были связаны с правящей династией узами прямой зависимости. К этой касте принадлежал весь штат личных служителей короля (курьеры, повара, охрана и др.). Циарундахи были освобождены от налогов и отработочной повинности.

На самом низу социальной лестницы находились рабы. В большинстве своем это были так называемые домашние рабы. Они были собственностью хозяина, который мог их даже продать.

Внутренняя политика Радамы I была нацелена на укрепление государства. Он назначал своих ближайших родственников губернаторами городов и военных поселений вне Име-рины. Король ввел институт назначаемых судей, отменил сословные ограничения в одежде и питании, усиленно вводил европейское платье, запретил ритуальное убийство детей, родившихся в неблагоприятное время. К концу правления Радамы I весь остров, за исключением некоторых районов, находился под контролем короля. Границы государства расширились до берегов океана. Радама I достиг той цели, которую поставил перед ним его отец Андрианампуйнимерина: «Море должно стать границей твоих владений».

Возникновение монашества и его роль в социально-экономической структуре древнерусского общества. Появление монастырей на Руси
«Как слабо было прежде в языческом обществе влияние волхвов, так могущественно явилось теперь влияние христианского духовенства»[1]- такими словами описывает появление христианства на Руси Соловьев С.М. Первые христианские монастыри появились в III-IV вв. в Египте как отдельное поселение отшельников. Оттуда монашество быстро стало расп ...

Школа мудрости
Чем старше становился Александр, тем сильнее чувствовал Филипп отсутствие у сына обычной сыновней любви. Что-то непостижимое и непонятное было в этом мальчике; он был скрытен, особенно с отцом. В значительной степени это объяснялось все более холодными отношениями между родителями. И в детстве, и в юности Александр видел Филиппа глазами ...

Политика британских колониальных властей в 70—80-х годах
Перед лицом усилившихся стихийных выступлений крестьянства и зарождения буржуазно-национального движения английские колонизаторы еще теснее сближались с реакционными силами Индии — князьями, помещиками, компрадорами — и стремились разжечь вражду между индусами и мусульманами. В 1877 г. в Дели состоялась торжественная церемония про" ...