Развитие торговли

С развитием сельского хозяйства складывались благоприятные условия и для роста винокуренной, мукомольной, суконной, салотопенной, кожевенной, табачной отраслей промышленности, получавших от земледелия и животноводства необходимое сырье.

Стремясь увеличить доходность имений, крупные помещики заводили винокуренные предприятия. В начале 50-х годов 17 предприятий губернии давали ежегодно более 3 миллионов ведер водки: помещики с выгодой продавали ее казне. К концу дореформенного периода за Саратовской губернией закрепилось одно из первых мест в стране по мощности винокуренных заводов и количеству выпускаемой продукции.

Другой отраслью помещичьего предпринимательства было суконное производство, источником которого являлось местное овцеводство. К середине XIX века в губернии было 13 суконных вотчинных мануфактур. На них, как и на винокуренных, использовался труд крепостных.

На помещичьих мануфактурах выделывали лишь грубые сукна для солдатских шинелей. Качество продукции было низкое, а себестоимость высокая. Суконные мануфактуры, основанные на подневольном труде, не могли конкурировать с развивающимися капиталистическими предприятиями центрального промышленного района страны. Их число в конце 50-х годов сокращается.

Остальные предприятия перерабатывающих отраслей – салотопенной, кожевенной, табачной, маслобойной (производство подсолнечного масла), горчичной – в основном принадлежали купцам, мещанам, крестьянам, немецким колонистам.

Также преобладало мелкое товарное производство, когда собственник орудий изготовлял продукцию сам вместе с членами семьи, а иногда с немногими наемными рабочими. Такие предприятия были во всех уездах губернии.

В мукомольном производстве были настоящие «фабрики» по переработке зерна. Предприятие приносило хозяину до 30 тысяч рублей годового дохода.

Все саратовские предприятия, за исключением чулочной мануфактуры, использовали труд вольнонаемных работников. Промышленная продукция сбывалась в губернии и за ее пределы.

Развитие промышленности и сельского хозяйства позволило Саратовской губернии занять видное место на складывающемся всероссийском рынке. Основной формой торговли по-прежнему была ярмарочная торговля. В 1590 году в крае действовали 143 ярмарки. На них продавалось товаров на 4 миллиона рублей в год. Большинство ярмарок, как сельских, так и городских, были мелкими и обслуживали небольшие территории. Крупнейшей ярмаркой Саратовского края считалась Покровская, на которой продавались тысячи голов скота.

В Саратове и в Вольске начинает развиваться постоянная торговля в гостиных дворах, торговых рядах, магазинов, лавках. Ассортимент товаров в них стал более разнообразным – от соли, рыбы до дамских модных костюмов, хрустальной и фарфоровой посуды, детские игрушки.

Саратовский край поставлял на всероссийский рынок продукцию животноводства: скот, кожи, сало, шерсть.

Растущий рынок привлекал в поволжские города большое количество крестьян, в том числе и из других губерний, которые занимались мелочной торговлей. Некоторые из них, разбогатев, становились купцами.

Новая «политическая» школа
В XVI в. политико-риторическое направление в историографии, постепенно освобождаясь от риторики, поднимается на новую, более высокую ступень. Представители этой новой «политической» школы — Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1483—1540) дали наиболее высокие образцы гуманистической историографии в Италии. Их выделяла ...

Партийная номенклатура.
Сущность дискуссий 1920-х годов проще понять в связи с процессом бюрократизации советского общества и образования его нового правящего слоя - номенклатуры. Термин «номенклатура» обозначал список важных постов и должностей, кандидатуры на которые рассматривались и утверждались партийными комитетами. Одновременно этот термин распространял ...

Строительство новых железных дорог
В 1876-1892 гг., несмотря на спад темпов транспортного строительства, осуществлялось сооружение новых железных дорог с целью освоения Донецкого и Криворожского горных бассейнов, создания выходов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Как и прежде, должное внимание обращалось на создание условий для смешанных железнодорожно-водных перевозок. ...