Партии социалистического направления. Социалисты – революционеры (эсеры).
Страница 1

Учебные материалы » Политические партии в России в конце XIX в – 1917 год » Партии социалистического направления. Социалисты – революционеры (эсеры).

В конце XIX в. эсеровское движение представляло собой ряд чрезвычайно законспирированных замкнутых интеллигентских кружков. Развитие движения тормозилось постоянными репрессиями со стороны властей. На рубеже XIX – XX в.в. в качестве насущной проблемы в революционном движении вставал вопрос об идеологическом обновлении народничества. Изменения произошли в самом эсеровском движении, которое пополнилось с одной стороны, старыми народниками, отбывшими каторгу и ссылку, а с другой экстремистски настроенной молодёжью, ставшей жертвой гонений самодержавия на студенчество.

Эсеровская партийная программа включала в себя четыре основных блока, содержащих соответственно характеристику тогдашнего капитализма, противостоящего ему международного социалистического движения, своеобразие условий развития российского социалистического движения и, наконец, обоснование конкретной программы этого движения с последовательным изложением пунктов, касающихся всех основных сфер общественной жизни. Политическая демократия и социализация земли составляли остов эсеровской программы-минимум, её реализация должна была создать необходимые предпосылки и обеспечить условия для мирного, эволюционного перехода России к социализму.

По отношению же к самодержавно-полицейскому режиму эсеры были настроены бескомпромиссно и считали, что освободиться от него можно только революционными насильственными методами. В период Революции 1905-1907 совершено до 200 террористических актов.

Своеобразие эсеровской концепции российской революции заключалось прежде всего в том, что они не признавали её буржуазной. Отрицалась также способность буржуазии стать во главе революции и даже быть одной из её движущих сил.

Уже в революции 1905-1907 года наметилось довольно определённое отношение эсеров к Советам. Они не считали их зародышами новой революционной власти, а рассматривали их как своего рода органы революционного самоуправления одного класса, основное назначение которых – организовать и сплотить распылённую аморфную рабочую массу.

В январе 1916 года Петроградский комитет партии эсеров выработал и опубликовал тезисы, в которых заявлялось, что главной задачей дня является «организация трудящихся классов для революционного переворота», поскольку «только при захвате ими власти ликвидация войны и всех её последствий будет проведена в интересах трудовой демократии».

Внутренняя история партии эсеров в 1917 года представляет собой историю борьбы и компромиссов между постепенно сложившимися в ней тремя течениями: правым, центристским и левым, каждое из которых имело внутри себя немало различных оттенков.

Новым импульсом в борьбе эсеров с большевиками стал Брестский мир. В идеологии этой борьбы первостепенное место занимает идея восстановления независимости и единства России на основе принципов, провозглашённых Февральской революцией.

Гражданская война показала несостоятельность эсеровских надежд на торжество в ней «третьей силы», демократической альтернативы. Из войны эсеровская партия вышла значительно ослабленной. Численность её резко уменьшилось, большинство организаций распались или находились на грани этого, ряд видных партийных деятелей, особенно правого толка, ориентировавшихся так или иначе на белогвардейцев и интервентов, оказались в эмиграции. В июне 1920 года было реорганизовано партийное руководство, создано Центральное Организационное бюро ЦК в составе уцелевших от арестов членов ЦК и влиятельных членов партии. Политическая цель партии в новых условиях оставалась прежней – борьба за демократию, как единственную политическую систему, способную обеспечить проявление народной самостоятельности, этого основного условия для окончательной победы революции и социалистического строительства.

Страницы: 1 2

Примечания
[1] Саундерс Э. Сто дней Наполеона. М., 2002. С. 5. [2] Акт Венского конгресса // Хрестоматия по истории России. Т. 2. М., 1997. С. 89 – 91. [3] Там же. С. 91. [4] Из мемуаров Талейрана // Тарле Е. Талейран. М., 1993. С. 276 – 285. [5] Талейран Ш.-М. Мемуары. Екатеринбург, 1997. [6] Предисловие // Талейран Ш.-М. Мемуары. Екатеринбу ...

Материально-духовная культура предков современных белорусов
Определенные сведения о материальной культуре в эпоху мезолита и неолита, в бронзовом и железном веке уже приводились. К этому следует добавить, что в целом археологические культуры железного века были достаточно развитыми. Люди освоили обработку железа, причем изделия из него были довольно разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, у ...

Переход к удельной раздробленности (вторая половина XI — начало ХП в.)
«Очередной» порядок престолонаследия. Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от брата к брату, а после ...