Тимур и Османская империя

Единственной силой, с которой Тамерлану приходилось считаться, была Османская империя, которая достигла своего апогея при султане Баязиде.

Встреча Тимура с Баязидом принадлежит к числу великих событий всеобщей истории. Оба они носили один и тот же тип восточного завоевателя. Но Баязид коснулся европейской цивилизации и принял от нее влияние. Он думал об основании крепкого, имеющего прочные основания государства. Еще до начала войны, между Тимуром и Баязидом завязалась интересная переписка, где были использованы все возможные в восточной дипломатии изощренные формы ругательства. За эти вещи начали платить жители Малой Азии. Первый город Баязида, на который пали удары Тимура, был Сиваш, взятый после довольно долгой осады, при которой показали свое искусство монгольские военные инженеры. В этом отношении Тимур был великий человек, истинный художник. В его войске было несравненно больше порядка, чем в войске Баязида. Он ввел разделение на полки, ввел однообразие одежды и многое другое, что впоследствии вошло в употребление у европейских народов. Сиваш пал перед военным искусством монголов. Затем на полях близ Анкары 20 июля 1402 года сошлись лицом к лицу Баязид и Тимур. Произошла одна из величайших битв, о которых помнит история. В деле было около миллиона ратников, пришедших со всей Азии. В войске Баязида находилось 20.000 сербов-христиан, которые составляли лучшую часть, за ними стояли янычары, набранные из пленных христианских детей, и уже за янычарами следовали настоящие турки. Но Баязид был разбит наголову. Кстати, есть какое-то мрачное и поэтическое величие в рассказе о свидании Тимура с Баязидом. Тимур принял его, сидя на ковре. "Велик Господь, сказал он,- даровавший полмира мне, хромцу и полмира тебе больному; ты видишь как мало в глазах Господа земное величие" [5; 98]. Тимур не оскорблял своего пленного. И хотя по рассказам более поздних писателей и Ибн Арабшаха значит то, что Тимур заключил его в клетку, это неправда. Напротив, мы имеем верные доказательства того что Тимур до конца жизни своего военнопленного обращался с ним по-должному [2; 96].

После окончательной победы над Османской армией и пленением султана взятие Западной Анатолии стало для Тамерлана подобием военной прогулки. Он сделал остановку в Кутахие, в то время как передовые отряды ринулись на грабеж Бруссы, столицы Османской империи. Прекрасный город был предан огню. Тамерлан лично возглавил осаду города Смирны. Взятие Смирны и последовавшая за этим расправа придала военному походу на Анкару аспект священной войны. Это послужило оправданием Тимуру в глазах набожных мусульман. Мусульмане вошли в город, воздавая хвалу всевышнему.

Город Фокея, являвшийся важным местом тюрко-итальянской торговли, который тимуридская армия взяла в осаду, вовремя откупился, выплатив дань.

Сложившаяся ситуация оказалась еще более благоприятной после поражения Османской империи, когда Тамерлан предпринял ряд мер, которые препятствовали ее возрождению. Он торжественно вернул власть тюркской Малой Азии различным эмиратам, разгромленным Баязидом десять лет назад.

Османские владения в Азии вновь сократились до размеров северной Фригии, Битнии и Мизии. С целью еще больше ослабить турков Тамерлан втайне позаботился о мерах по разжиганию разногласий между эмирами, которые оспаривали друг у друга право на наследие.

Реформы Екатерины П. воцарение Павла I
Губернская реформа 1775 г. Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Впервые в российском законодательстве появился документ, определивший деятельность местных органов государственного управления и суда. Эта система местных органов просуществовала до Великой реформы 60-х годов XIX в. Введенное Екатериной II админи ...

Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV- XVI вв
Во второй половине XV в . в Словакию проникают гуманистические веяния. Их носителями были члены королевского двора, церковные иерархи . Проникновение в Словакию идей гуманизма, рост городских центров, укрепление роли бюргерства в социальной структуре общества обусловили появление новых элементов в духовной жизни словаков. Заметное возд ...

Общинные формы поддержки и взаимопомощи
Для ранних форм социальных отношений характерна защита индивида в системе рода и общины. Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество. Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности, он был не ...