Первобытное общество на территории Беларуси
Страница 4

Учебные материалы » Формирование белорусского этнического сообщества » Первобытное общество на территории Беларуси

С середины I тысячелетия до н.э. появляются укрепленные поселения, что свидетельствует о разложении первобытных отношений, о столкновениях между родами и племенами. Поселения стали огораживать стенами, вокруг них насыпать высокие оборонительные валы и выкапывать глубокие рвы. На территории Беларуси обнаружено свыше 1,2 тысячи так называемых городищ, т.е. остатков таких поселений. Особенно многочисленны они в восточной части Гомельщины.

В 500-200 гг. до н.э. на территории Беларуси сложились такие племенные объединения, как ятвяги и дайнова (на западе Беларуси), лотва (на севере), голядь и латыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточнопоморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. Все эти группы племен отличались как материальной культурой, так и ритуалами погребений. Южную Беларусь заселяли племена милоградской и поморской культур. В средней и северной частях была распространена культура штриховой керамики и днепро-двинская, сменившиеся затем банцеровской культурой (от Банцеровского городища под Минском) и колочинской (от д. Колочин Речицкого района). Милоградская культура (от д. Милоград Речицкого района) представлена городищами, грунтовыми и курганными могильниками, которые в народе называют копцами, или волотовками. Об экономических отношениях и быте милоградцев свидетельствуют найденные копья и стрелы с железными наконечниками, железные топоры, серпы, ножи и даже бритвы. Восточнопоморской культуре присуща разнообразная керамика, в том числе кувшины с ушками, посуда в виде ваз. Материальная и духовная культура славянских племен - предков белорусов, как свидетельствует археология, мало отличались друг от друга. Различия заметны только в украшениях, которые, кстати, свидетельствуют о довольно высоких эстетических вкусах древних белорусов. Это видно хотя бы из того, как украшали себя женщины: виски - своеобразными кольцами, шею - бусами и гривнами, руки - браслетами и перстнями. Изготавливались эти украшения из меди, бронзы, железа, серебра, золота, янтаря, сердолика, аметиста, цветного стекла.

В ряде случаев население различных культур смешивалось, или одна культура вклинивалась в другую.

На рубеже новой эры в Поднепровье, в соответствующих районах Гомельской, Могилевской, Минской областей сложилась зарубинецкая культура. Умерших зарубинцы сжигали, останки ссыпали в погребальные (глубиной до 0,7 м) ямы, куда ставили горшки и миски, а также клали орудия труда, оружие, украшения, в том числе и бронзовые фибулы (застежки для верхней одежды). Будучи земледельцами и скотоводами, представители этой культуры умели плавить цветные металлы, отливать необходимые изделия. Захоронения свидетельствуют об имевшем место имущественном неравенстве.

В западных районах Белорусского Полесья во II-IV вв. н.э. жило население, материальная культура которого отличалась от зарубинецкой. Средняя и северная части Беларуси, как и соседние области, были заселены балтскими (лето-литовскими) племенами днепро-двинской культуры.

Страницы: 1 2 3 4 

Герои войны 1812 года. Багратион Петр Иванович (1765 – 1812)
Князь из грузинского царского дома Багратиони. Участвовал в покорении Кавказа в 1783 - 1790 годах, в русско-турецкой войне 1787 - 1791 годов, Польской войне 1794 года; в Итальянском и Швейцарском походах, где был правой рукой А.В.Суворова; при взятии Брешии, Бергамо, Лекко, Тортоны, Турина и Милана, в битвах при Треббии и Нови где наход ...

Александр I. Эпоха либеральных преобразований
Перешагнув через труп отца, Александр взошел на престол 11 марта 1801 г. Это был человек, противоположный Павлу I. Мягкие обходительные манеры, византийская хитрость, во многом иные представления о государстве и роли царя. Он был немного лучше подготовлен к управлению, чем его отец. Ведь Екатерина II, его бабка, до своей смерти готовила ...

Зарождение «восточного вопроса».
Наиболее прогрессивным путем, по которому могло пойти развитие народов Османской империи, была ее ликвидация в результате освободительной борьбы всех народов империи и образование самостоятельных независимых государств, в том числе и независимого турецкого народа. Но великие державы Европы стремились, используя слабость и упадок Османс ...