Зарубежная историография
Страница 3

Социальный подход существует и на сегодняшний день. Историки-марксисты по-прежнему отдают предпочтение именно этому методологическому подходу. М.Вовель, К.Мазорик (Франция), К.Тонессон (Норвегия), Т.Шидзука (Япония) весьма критически отозвались об имеющей сегодня место в мировой, включая российскую, историографии рассматриваемой темы ярко выраженной тенденции к отказу от абсолютизации социального подхода и стремлению расширить методологическую основу изучения революции.

Столь упорная приверженность к прежней методологии, в значительной степени обусловившая нынешний спад в исследовании якобинской тематики, вызвана не столько научными, сколько идеологическими мотивами. Историография революции все еще крайне политизирована. И допустить, что в якобинский период имел место острейший конфликт между обществом в целом и государством, репрессивный аппарат которого использовался определенной политической группой для осуществления чисто утопического проекта, противоречившего реальным интересам всех более или менее значительных социальных слоев, для историков левого толка невозможно прежде всего по идеологическим причинам, поскольку тем самым они признали бы обоснованность некоторых из подходов к решению рассматриваемой научной проблемы, предлагавшихся в свое время консервативными авторами - Э.Бёрком, И.Тэном, О.Кошеном, - а сегодня - историками-"ревизионистами".[16]

Перспективы дальнейшей разработки проблемы якобинизма будут зависеть, прежде всего, от того, насколько исследователям удастся преодолеть идеологический раскол в историографии Великой французской революции, отказаться от абсолютизации любой из методологических схем и придти к синтезу подлинно научных достижений, полученных в рамках различных подходов.

Вывод: Историография Якобинской революции прошла большой путь своего развития. Она богата разными школами и интересными точками зрения. В ХХ веке на зарубежную историографию так же влияли политические изменения в мире. В отличие от советской она имела не одну точку зрения, и не пыталась рассмотреть французскую революцию только как линейный процесс. Правда, в середине века на нее так же начали влиять коммунистические работы, но в отличие от СССР они не стали единственным. К сожалению, нельзя было не заметить тот факт, что многое, что открыла советская историография, порой не объективно отвергалось или не замечалось зарубежной.

Страницы: 1 2 3 

Нетрадиционные школы древнекитайской мысли
Если моизм и легизм, при всем их несходстве с конфуцианством, были социально-политическими доктринами и в духе классической древнекитайской традиции стремились создать разумно организованное общество и эффективное централизованное государство, то некоторые другие течения мысли в Китае IV—III вв. до н.э. шли вразрез с этой традицией в пр ...

Русский народный союз имени Михаила Архангела.
Союз имени Михаила Архангела (РНС) – правая организация, созданная «отколовшимися» в начале 1908г. от Союза русского народа. Союз ставил своей задачей защиту православия, самодержавия и отечества от любых врагов. Согласно программе, Союз должен был способствовать «устроению жизни русского народа на основах любви к Родине, возвеличивание ...

Крестьянская война 1773-1775 под предводительством Ел. Пугачева
Канун Крестьянской войны. В 1771 г. в Москве вспыхнуло восстание горожан, получившее название «Чумной бунт». Чума, начавшись на русско-турецком театре военных действий, несмотря на строгий карантин, была занесенная в Москву и косила до тысячи человек в день. Городские власти в экстремальной ситуации растерялись, что усилило недоверие к ...