Страшная месть

Египтяне старались сделать могилы недоступными для живых - заваливали входы в подземные усыпальницы тоннами щебня и камней, создавали ложные ходы, а настоящие тщательно маскировали, устраивали смертельные ловушки. Надписи на гробницах грозили любопытным страшной гибелью и лишением загробной жизни - «тела их не дождутся упокоения, кары падут на потомков». И порой, если преступники умели читать, это помогало. Уже в нашем веке, когда египетскими некрополями заинтересовались археологи, любители древностей, торговцы раритетами, угрозы из далекого прошлого начали исполняться. Очевидно, самая знаменитая история о проклятии фараонов связана с несчастьями, обрушившимися на всех, кто присутствовал при открытии гробницы Тутанхамона. Как известно, руководители экспедиции англичане лорд Карнавон и Говард Картер, их секретари, слуги, а также члены их семей и даже собаки умерли при таинственных обстоятельствах в течение нескольких лет после открытия гробницы. Об этом написаны десятки статей. Авторы многих из них уверяют, что не все смерти так или иначе причастных к экспедиции людей вызваны сверхъестественными причинами - некоторые «жертвы Тутанхамона» были весьма пожилого возраста или их смертям предшествовали длительные болезни. Тем не менее, загадка проклятия фараона снова и снова возвращается на страницы газет и экраны телевизоров с самыми разными объяснениями специалистов - вредные микроорганизмы, неизвестные яды, якобы распыленные в гробнице и т. п. Есть истории и менее известные. За несколько десятилетий до обнаружения усыпальницы Тутанхамона, в 1890 г. профессор Сорен Резден из Геттингена раскопал в Долине царских гробниц захоронение и сразу наткнулся на зловещее предупреждение: «Того, кто осквернит гробницу храмового писца Сеннара, поглотит навсегда песок до того, как луна дважды сменит свое лицо». Резден, тем не менее, продолжил работу, а, закончив раскопки, вскоре отплыл из Египта. Его нашли мертвым в каюте - корабельный врач констатировал удушение без применения насилия. К изумлению присутствующих, из кулака умершего высыпалась горстка песка . Приблизительно в то же время на старом кладбище в Фивах был обнаружен саркофаг с мумией жрицы храма Амона-Ра. Рядом лежал человек, взломавший его, очевидно, в надежде найти драгоценности - он умер на месте. И потянулась зловещая череда бед и смертей. Первый владелец - англичанин, потерял руку: от случайной маленькой царапины началась гангрена, и кисть пришлось ампутировать. Следующий владелец - лондонский антиквар - на третий день после приобретения мумии потерял молодую жену: она погибла, упав с лошади. У журналистки, готовившей для дамского журнала статью о жрице Амона-Ра, в течение месяца работы над репортажем произошел ряд несчастий: умерла мать, жених разорвал помолвку, неожиданно подохли два молодых и здоровых спаниеля. Девушка впала в тяжелую депрессию и отказалась от работы над статьей. Друзья помогли ей найти шотландскую ворожею, которая провела специальные очищающие ритуалы, избавляющие от злых чар. Фотограф, снимавший саркофаг и мумию, покончил жизнь самоубийством, едва проявив первые пленки. К ужасу свидетелей, на фотонегативах проявилась маска, ничем не напоминающая лицо фиванской жрицы, нарисованное на крышке саркофага. От дальнейших исследований ученые отказались и в 1889 г. роковой экспонат был передан в Британский музей. Во время его перевозки один из грузчиков сломал ногу, а второй заболел какой-то таинственной болезнью и через пару дней отдал Богу душу. Объект был внесен в каталог под номером 22542 и помещен в первую Египетскую залу. Вскоре поползли слухи, что куратор египетского собрания музея сэр Эрнест Бэдж, живо интересовавшийся магией, во время одного из спиритических сеансов получил тайный приказ избавиться от мумии и сохранить только пустой саркофаг. Говорили, будто очень долго не могли найти покупателя останков жрицы. Лишь в 1912 г. некий эксцентричный американский миллионер приобрел мумию и отправил ее в Новый Свет на борту парохода «Хемпшир». По пути в Нью-Йорк пароход затонул. Существуют и другие версии исчезновения мумии. Во всяком случае, с тех пор саркофаг пуст. В 1921 г. ночью в присутствии нескольких свидетелей в музее провели обряд изгнания дьявола. Но неизвестно, помог ли он - почти ежедневно у стеклянной витрины с саркофагом падают в обморок те, кто слишком долго всматривается в изображение спокойного задумчивого лица умершей жрицы.

Азербайджан в XVI—XVII вв
Территория Азербайджана относилась к Закавказью и вплоть до XIX в. оставалась объектом борьбы между османскими султанами и шахами Ирана. Закавказский регион и его отдельные области то и дело переходили из рук в руки с огромным материальным ущербом и людскими потерями для народов, на территории которых велись военные действия. Вместе с т ...

Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в
В первой половине XDC в. территория Российской империи выросла до 18 млн. кв. км в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кавказ), Северной Америке (Аляска). Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн. человек. Богатые ресурсы: леса, реки, распаханные угодья, полезные ископаемые (руды, уголь, нефть, драгоценные металлы и камн ...

Крупнейшие представители гуманистической историографии в других странах Западной Европы
В XVI в. гуманистическая историография распространяется и в других странах Европы, приобретая своеобразные национальные формы. Вместе с тем внешние приемы гуманистического историописания сплошь и рядом используются учеными, выражавшими взгляды и симпатии разных классов, а нередко и апологетами абсолютной монархии и даже представителями ...