Активизация деятельности Советов в конце восстановительного периода
Страница 1

Учебные материалы » Перестройка советского государственного аппарата при переходе к НЭПу » Активизация деятельности Советов в конце восстановительного периода

Либерализация экономики (а точнее качественное изменение экономической системы) не могло не оказать давление на политико-правовую систему. Аспект этот В.И.Ленин четко подчеркнул в декабре 1921 года на IX Всероссийском съезде Советов, указав, что новая экономическая политика требует большей революционной законности.

Идея "революционной целесообразности" начинает сменяться именно идеей "революционной законности".* Страна переходила от чрезвычайных условий гражданской войны и иностранной военной интервенции к мирным условиям. Право должно было способствовать восстановлению разрушенного войнами хозяйства, гарантии сохранности союза рабочего класса и крестьянства, укреплению Советского государства и законности.

20-е гг. стали периодом интенсивной кодификационной работы. Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о труде, разработаны проекты Хозяйственного, Торгового, Промышленного, Кооперативного, Административного кодексов.

В 1924 г. появился Исправительно-трудовой кодекс РСФСР. Были разработаны также Таможенный кодекс, Устав железных дорог. Проводилась систематизация и других отраслей законодательства. Кодексы РСФСР служили образцом для союзных республик, в которых были затем приняты аналогичные кодексы.

Гражданский кодексисходил из наличия многоукладной экономики, проведения нэпа, товарно-денежных отношений, хотя и отдавал предпочтение социалистическому укладу. Вводились статьи, направленные "против злоупотребления нэпом". ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательственное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей, но и по кругу регулируемых отношений. Закон в значительной мере ориентировался на относительный и временный характер права переходного периода. Правовая норма казалась преходящей – принципу законности был противопоставлен принцип целесообразности, что не могло не привести к правовому нигилизму. Гражданский кодекс, кроме того, содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные.

В Гражданском кодексе утверждалось, что гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. Каждый гражданин РСФСР и союзных республик имел право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать невоспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущество (с ограничениями, указанными в законе), совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулировавших промышленную и торговую деятельность и охранявших применение труда. Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18 летнего возраста.

В 1923 г. ВЦИК принимает Гражданский процессуальный кодекс

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Развитие транспорта
Расширение товарного рынка требовало и развитие транспорта. Важную роль в экономике края по-прежнему играла Волга, соединявшая Саратовскую губернию с центральными областями государства, морскими портами Каспийского, Азовского, Черного и Балтийского морей. Грузовой объем перевозок по Волге и ее притокам в 40-х годах составлял 70-80 милл ...

Присоединение Башкирии к Русскому государству,
Принятие башкирами рус. подданства на основе соглашения с царским пр-вом (см. Жалованная грамота). В историографии нет единого мнения о характере П.Б. к Р.г. Историки В.Н.Витевский, П.Ф.Ищериков, А.П. Чулошников и др. писали о завоевании Башкирии Рус. гос-вом, а В.А.Новиков, П.И. Рычков, В.Н.Татищев, А.Н.Усманов, А.З.Асфандияров и др. - ...

Политические и правовые идеи Ивана Александровича Ильина
Правовая мысль в отношении социализма. Первое условие "социальности" - это бережное отношение к человеческой личности: к ее достоинству, к ее свободе. Порабощение и унижение человека исключает "социальность", ибо социальность есть состояние духа; порядок духовной жизни; говорить о социальности, унижая человека, делая ...