ЭкономизмСтраница 4
Дальнейшее развитие общественного движения, превращение буржуазии в “класс для себя” в итоге привели к “самоотделению” от марксизма “экономистов”, так же, как и деятелен “легального марксизма”.
Значительное место в становлении и развитии российской социал-демократии занимали национальные организации. Крупнейшей из них являлся Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз). Как политическая организация Бунд вырос из "просветительных кружков, стачечных касс еврейских рабочих и ремесленников, которые стали возникать в 80-х гг. в Северо-западном крае России. Первоначальный толчок движению был дан оживлением в некоторых отраслях ремесленного производства, явившегося результатом роста городов и расширения- потребностей городского и сельского населения. Бунд был создан в результате слияния стачечных касс, существовавших практически во всех отраслях ремесленного производства и объединявших до 60% рабочих. В качестве социал-демократической организации Бунд имел целый ряд особенностей:
Во-первых, как организация рабочих Бунд, в отличие от . Центральной России, возник на стадии ремесленного, а не" фабричного производства. Первоначально он являлся полу-политической-полупрофессиональной организацией. Только на конференции в 1902 г. было принято решение отделить социал-демократическую организацию от профессиональных, с сохранением в последних ее представителей.
Во-вторых, у еврейских рабочих движение не было отделено от организации, организация не пришла извне, а развивалась вместе с движением. И до создания Бунда среди евреев-ремесленников в каждом цехе существовало свое общество взаимопомощи, так называемая “хевра”, в которое входили и хозяева, и подмастерья. Это имело одно очень важное следствие: объединение осуществлялось на профессиональной и национальной основе, а не на классовой, как в крупных промышленных центрах.
В-третьих, в начале 80-х гг. в связи с ужесточением шовинистической политики царизма за “черту оседлости” переселяется часть националистически настроенной мелкобуржуазной еврейской интеллигенции. Она развернула довольно активную деятельность среди ремесленного пролетариата через просветительные кружки и стачечные классы, сосредоточила в своих руках руководство движением. Руководители, стремились максимально “евреизировать” движение - отгородить его от движения рабочих других национальностей.
В-четвертых, на формирование движения еврейских рабочих большое влияние оказала сама обстановка “черты оседлости”, прежде всего, ужасающий национальный гнет. Это привело к тому, что руководители движения не верили в возможность объединения пролетариев разных национальностей и в способность русского рабочего класса освободить еврейских трудящихся от притеснений и преследований.
Это направление было ярко выражено в выступлении Ю. О. Мартова 1 мая 1895 г. в Вильно, изданном затем отдельной брошюрой. Главная мысль его :— необходимость для
еврейских рабочих сплотиться в особую национально-пролетарскую партию. Сам Ю. О. Мартов вскоре отказался от националистической платформы и, как известно, перешел на позиции интернационализма, стал одним из руководителей Петербургского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”: Однако руководители еврейских социал-демократических : групп положили его идею в основу практической деятельности. Состоявшаяся вскоре после выступления Ю. О. Мартова конференция представителей еврейских социал-демократических групп Западного края констатировала полную солидарность по вопросу о необходимости специальной еврейской- социал-демократической организации и высказалась за скорейшее ее создание. В сентябре 1897 г. на съезде в Вильно был создан Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз) — единственная социал-демократическая организация России, которая строилась не по территориальному, а по национальному принципу. Национальный характер создаваемой партии мотивировался следующими аргументами. Утверждалось, что если русскому рабочему придется жертвовать какими-либо из своих требований, то он скорое пожертвует такими, которые касаются исключительно евреев. Поэтому еврейским трудящимся нечего рассчитывать на русское рабочее движение, а необходимо создать специально еврейскую рабочую организацию.
Общинные формы поддержки и взаимопомощи
Для ранних форм социальных отношений характерна защита индивида в системе рода и общины.
Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество.
Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности, он был не ...
Исторический обзор "упадка" политической
системы Киевской Руси с 1054 года по 30-е годы XII века
В период княжения Ярославичей происходит рост экономического могущества бояр, что способствовало, по мнению М.Б. Свердлова, активным выступлениям бояр против княжеской власти в Новгороде уже в конце XI - начале XII века.[58]
"Княжеских мужей" и дружинников Ярославичи защищают, используя штрафы.
"Старшие члены княжеской ...
Итоги и причины незавершенности аграрной реформы
Столыпина
Основным итогом столыпинской аграрной реформы явилось выделение из общин к 1916 г. 2,5 млн. домохозяев с площадью 16 млн. десятин. Этот процесс носил объективный, закономерный характер. Особый успех реформа имела в Новороссии и на Украине (в губерниях Таврической, Екатеринославской и Херсонской) и в нижнем Поволжье (в губерниях Самарско ...