Булгарский Эмират и Древнерусское государство

Учебные материалы » Дипломатические и военные контакты Волжской Булгарии » Булгарский Эмират и Древнерусское государство

Больше известий сохранилось о внешнеполитических связях Булгарского Эмирата с Русью и древнерусскими княжествами. Судя по летописям, мирное сотрудничество между ними нередко нарушалось военными столкновениями, которые возникали обычно из-за несовпадения интересов сторон в сфере внешней торговли.

В течение Х столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Булгарский Эмират - в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали.

Результатом похода 985 г. стало заключение мирного договора между Русью и Булгарией, который был рассчитан на вечные времена. Стороны решили, что «тогда не будет межю нами мира, когда камень начнет пла-вати, а хмель почнет тонути». Тем не менее, как только что мы видели, небольшие походы в пределы Булгарии продолжались.

Под 986 и 987 гг. летописцы сообщают о визите булгарских послов-миссионеров в Киев и русских послов в Булгарию по вопросу выбора веры накануне принятия Владимиром Святославичем новой религии. Мусульманская вера, которую предлагали булгары, Владимиру не понравилась, и он принял христианство.

Из XI в. дошли всего три летописных сообщения о булгаро-русских взаимоотношениях. Два из них, относящиеся к 1006 и 1024 гг., говорят о заключении торгового договора между Русью и Волжской Булгарией и доставке пшеницы голодающим суздальцам. В 1088 г. булгары взяли Муром, потому что в те времена были на Волге и Оке разбои и русские «многих болгар торгующих пограбили и побили».

Целую серию военных походов отмечают летописи в XII в. Так, в 1107 г. пришли булгары «ратью на Суздаль и объступиша град и много зла сътвориша». Через 13 лет поход предпринял Юрий Долгорукий, который «ходи на болгары и взя полон мног и полк их победи». Летописное сообщение 1152 г. связано с походом булгар, нападавших на Ярославль. Четыре военных похода совершил в 60-80-х гг. XII столетия Андрей Боголюбский, в том числе дважды на Биляр, на Булгар и другие города, на «села многы».

В начале XIII в. продолжалось противостояние Волжской Булгарии и Владимиро-Суздальского княжества на торговых путях. В 1205 г. состоялся поход Всеволода Юрьевича на булгар, а в 1218 г. булгары совершают ответный поход на Устюг. Под 1220 г. отмечен последний перед монгольским нашествием масштабный поход русских дружин на город Ошель, который был сожжен и разграблен. В те же годы булгары предпринимают ряд настойчивых попыток «с мольбою великою, и с дары многими и с челобитьем» заключить мирный договор с русскими, который был подписан в 1224 г.

В 1228 г. был продлен еще на шесть лет мирный договор между Булгарией и Владимиро-Суздальским княжеством. Это было очень важно ввиду нависшей над страной опасности вторжения монгольских войск с Востока.

Таким образом, Булгарский Эмират установила равноправные торговые контакты, поддерживала дипломатические отношения со многими ближними и дальними странами. Высокий экономический потенциал государства и должный уровень организации военного дела позволяли противостоять попыткам соседей утвердиться на волжско-камских торговых путях, проводить активную внешнюю политику, в которой использовались не только дипломатические средства.

Особенности социального строя Древней Руси
Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода. I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава). II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Влади ...

Россия на рубеже XVI-XVII вв.. Смутное время
События рубежа XVI-XVII вв. получили, с легкой руки современников, название «смутное время». Время лихолетья затронуло все стороны русской жизни — экономику, власть, внутреннюю и внешнюю политику, идеологию и нравственность. Причины смуты заключались в обострении социальных, сословных, династических и международных отношений в конце пра ...

Строительство новых железных дорог
В 1876-1892 гг., несмотря на спад темпов транспортного строительства, осуществлялось сооружение новых железных дорог с целью освоения Донецкого и Криворожского горных бассейнов, создания выходов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Как и прежде, должное внимание обращалось на создание условий для смешанных железнодорожно-водных перевозок. ...