Культура и этническая история скифов-саковСтраница 1
Наиболее ранние сведения о кочевниках I тыс. до н.э. мы встречаем в переднеазиатских источниках. Так, в клинописных текстах из Бехистуна, Никши Рустема и Персеполя фигурируют названия нескольких сакских этнических групп: тиграхауда – носящие остроконечные шапки, хаомоварга – изготовляющие напиток хаому, парадрайя – заморские, даха (дом). Наиболее полным сведения содержаться в античных материалах. Особенно бесценен труд Геродота. Первая легенда, переданная Герадотом, гласит следующее: «Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошёл следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Торгитай; его родителями они называют Зевса и дочь реки Борисфена…а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землюзолотые предметы: плуг, ярмо, сексира и чаша».
«Есть впрочем, и иной рассказ, - пишет Геродот, - которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Аракс и удалились в климмерийскую землю», где скифы вытеснили киммерийцев. В целом, можно предположить, что в VIII в. в Евразийской степи шла борьба между большими и малыми племенами союзами сакской этнической общности. В VI в. до н.э. персидские цари три раза (540-539-519 гг.) направляли свои войска против саков.
Древнегреческий автор Фукидид отмечал, что с ними «не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостоять скифам, если все будут единодушны».
В районах Центр Казахстана по-видимому проживали исседоны, входившие в сакские этнокультурный ареал наряду с аримаспами и др. В античных источниках говориться и о других племенах. Большой интерес у историков вызывают савроматы (сарматы), населявшие территорию Западного Казахстана. В последствии им удалось продвинуться дальше на запад. С племенами совроматов связывают знаменитый цикл легенд о женщинах – воительницах-амазонках.
Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.
Походы кочевников с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство способствовали развитию военной демократии, выделению и укреплению положения скифских ремесленников, содействовали развитию ремесла на периферии скифа-сакского мира.
Скифо-саки жили в войлочных повозках на колёсах – кибитках. Из раскопок, видно, что некоторые группы саков были земледельцами и жили оседло. Об одежде саков можно судить по данным античных источников, так и по изображениям. На них саки изображены в высоких головных уборах, в облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнём, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. Также находка в кургане Иссык представляет редкую возможность реконструировать парадную одежду, головной убор, обувь и расположение предметов украшения у знатного сака.
Погребальный обряд значительно от обрядов предшествующих времен. У саков господствующей формой захоронения – были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменяет захоронение человека в вытянутом положении и т.д.
Господствующими верованиями были культ предков, огня, коня и солнца. Главным божеством было солнце. В петроглифах этого времени нередко встречаются солнцеголовые существа. Геродот подробно рассказывает о жертвоприношениях богам. Жертвоприношения совершалось рядом с курганами. Известны захоронения лошадей в Центральном Казахстане, где племена Тасмоинской культуры (исседоны) сооружали курганы известные как «кургалы с усами» - двая ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками.
Связи древнерусского государства с
Западной Европой
С VIII века завязываются особенно энергичные сношения с арабами, точнее с теми народами Востока, которые вошли в состав Арабского Калифата. Этот "арабский" период торговли продолжался приблизительно до X в. В IX веке параллельно с "арабской" торговлей заметно оживляется торговля Руси с Византией сначала с Корсунем, п ...
Внешняя политика России в начале XX в
На рубеже XDC-XX вв. международная обстановка значительно изменилась. Это было вызвано борьбой великих держав за передел мира, усилением тенденции к прямой аннексии различных территорий и превращению их в колонии. Германская империя, созданная в 1870 г. и пропустившая этап первоначального раздела мира между капиталистическими государств ...
Подготовка изменений судоустройства в России. История
судоустройства до 1864. Причины реформирования суда
История суда в нашей стране своими корнями уходит в далекую древность. В догосударственную эпоху правосудие в самой примитивной форме осуществлялось на собраниях жителей или советах авторитетных людей, старейшин. С образованием государства суд становится частью его действующего государственного аппарата.
Важно, подчеркнуть, что в Росси ...