Культура и этническая история скифов-саков
Страница 1

Наиболее ранние сведения о кочевниках I тыс. до н.э. мы встречаем в переднеазиатских источниках. Так, в клинописных текстах из Бехистуна, Никши Рустема и Персеполя фигурируют названия нескольких сакских этнических групп: тиграхауда – носящие остроконечные шапки, хаомоварга – изготовляющие напиток хаому, парадрайя – заморские, даха (дом). Наиболее полным сведения содержаться в античных материалах. Особенно бесценен труд Геродота. Первая легенда, переданная Герадотом, гласит следующее: «Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошёл следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Торгитай; его родителями они называют Зевса и дочь реки Борисфена…а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землюзолотые предметы: плуг, ярмо, сексира и чаша».

«Есть впрочем, и иной рассказ, - пишет Геродот, - которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Аракс и удалились в климмерийскую землю», где скифы вытеснили киммерийцев. В целом, можно предположить, что в VIII в. в Евразийской степи шла борьба между большими и малыми племенами союзами сакской этнической общности. В VI в. до н.э. персидские цари три раза (540-539-519 гг.) направляли свои войска против саков.

Древнегреческий автор Фукидид отмечал, что с ними «не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостоять скифам, если все будут единодушны».

В районах Центр Казахстана по-видимому проживали исседоны, входившие в сакские этнокультурный ареал наряду с аримаспами и др. В античных источниках говориться и о других племенах. Большой интерес у историков вызывают савроматы (сарматы), населявшие территорию Западного Казахстана. В последствии им удалось продвинуться дальше на запад. С племенами совроматов связывают знаменитый цикл легенд о женщинах – воительницах-амазонках.

Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.

Походы кочевников с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство способствовали развитию военной демократии, выделению и укреплению положения скифских ремесленников, содействовали развитию ремесла на периферии скифа-сакского мира.

Скифо-саки жили в войлочных повозках на колёсах – кибитках. Из раскопок, видно, что некоторые группы саков были земледельцами и жили оседло. Об одежде саков можно судить по данным античных источников, так и по изображениям. На них саки изображены в высоких головных уборах, в облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнём, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. Также находка в кургане Иссык представляет редкую возможность реконструировать парадную одежду, головной убор, обувь и расположение предметов украшения у знатного сака.

Погребальный обряд значительно от обрядов предшествующих времен. У саков господствующей формой захоронения – были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменяет захоронение человека в вытянутом положении и т.д.

Господствующими верованиями были культ предков, огня, коня и солнца. Главным божеством было солнце. В петроглифах этого времени нередко встречаются солнцеголовые существа. Геродот подробно рассказывает о жертвоприношениях богам. Жертвоприношения совершалось рядом с курганами. Известны захоронения лошадей в Центральном Казахстане, где племена Тасмоинской культуры (исседоны) сооружали курганы известные как «кургалы с усами» - двая ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками.

Страницы: 1 2

Исторический обзор "упадка" политической системы Киевской Руси с 1054 года по 30-е годы XII века
В период княжения Ярославичей происходит рост экономического могущества бояр, что способствовало, по мнению М.Б. Свердлова, активным выступлениям бояр против княжеской власти в Новгороде уже в конце XI - начале XII века.[58] "Княжеских мужей" и дружинников Ярославичи защищают, используя штрафы. "Старшие члены княжеской ...

Отмена опричнины
События 1571-1572 гг. показали несостоятельность опричнины. Опричнину отменили. Страна, по приказу Ивана Грозного, вновь была объединена. Слова «опричнина» и «опричник» запретили упоминать под страхом смерти. Исчезли черные одеяния, собачьи головы, метлы, а в 1573-1575 гг. были казнены многие деятели опричнины. ...

Безнадежная борьба нации
Пока царизм имел дело с Турцией, неизмеримо более отсталой и слабой, чем Россия, он мог еще побеждать, но для успешной борьбы с таким противником, как Англия и Франция вместе взятые, у него не было сил. В первый период войны, когда Россия боролась один на один с Турцией, она добилась больших успехов. Как уже повелось в частых войнах ме ...