Культура и этническая история скифов-саковСтраница 1
Наиболее ранние сведения о кочевниках I тыс. до н.э. мы встречаем в переднеазиатских источниках. Так, в клинописных текстах из Бехистуна, Никши Рустема и Персеполя фигурируют названия нескольких сакских этнических групп: тиграхауда – носящие остроконечные шапки, хаомоварга – изготовляющие напиток хаому, парадрайя – заморские, даха (дом). Наиболее полным сведения содержаться в античных материалах. Особенно бесценен труд Геродота. Первая легенда, переданная Герадотом, гласит следующее: «Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошёл следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Торгитай; его родителями они называют Зевса и дочь реки Борисфена…а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них упали с неба на скифскую землюзолотые предметы: плуг, ярмо, сексира и чаша».
«Есть впрочем, и иной рассказ, - пишет Геродот, - которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли Аракс и удалились в климмерийскую землю», где скифы вытеснили киммерийцев. В целом, можно предположить, что в VIII в. в Евразийской степи шла борьба между большими и малыми племенами союзами сакской этнической общности. В VI в. до н.э. персидские цари три раза (540-539-519 гг.) направляли свои войска против саков.
Древнегреческий автор Фукидид отмечал, что с ними «не только не могут сравниться европейские царства, но даже в Азии нет народа, который мог бы один на один противостоять скифам, если все будут единодушны».
В районах Центр Казахстана по-видимому проживали исседоны, входившие в сакские этнокультурный ареал наряду с аримаспами и др. В античных источниках говориться и о других племенах. Большой интерес у историков вызывают савроматы (сарматы), населявшие территорию Западного Казахстана. В последствии им удалось продвинуться дальше на запад. С племенами совроматов связывают знаменитый цикл легенд о женщинах – воительницах-амазонках.
Скифы-саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Культурное общение народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.
Походы кочевников с целью грабежа и захвата пленных, обращаемых в рабство способствовали развитию военной демократии, выделению и укреплению положения скифских ремесленников, содействовали развитию ремесла на периферии скифа-сакского мира.
Скифо-саки жили в войлочных повозках на колёсах – кибитках. Из раскопок, видно, что некоторые группы саков были земледельцами и жили оседло. Об одежде саков можно судить по данным античных источников, так и по изображениям. На них саки изображены в высоких головных уборах, в облегающих кафтанах до колен, опоясанных ремнём, в бескаблучной обуви, к ремню справа подвешен кинжал, слева - лук. Также находка в кургане Иссык представляет редкую возможность реконструировать парадную одежду, головной убор, обувь и расположение предметов украшения у знатного сака.
Погребальный обряд значительно от обрядов предшествующих времен. У саков господствующей формой захоронения – были курганные могильники и захоронения в грунтовых ямах. Кремация трупа или погребение его на боку в скорченном положении сменяет захоронение человека в вытянутом положении и т.д.
Господствующими верованиями были культ предков, огня, коня и солнца. Главным божеством было солнце. В петроглифах этого времени нередко встречаются солнцеголовые существа. Геродот подробно рассказывает о жертвоприношениях богам. Жертвоприношения совершалось рядом с курганами. Известны захоронения лошадей в Центральном Казахстане, где племена Тасмоинской культуры (исседоны) сооружали курганы известные как «кургалы с усами» - двая ряда каменных гряд направлялись дугообразно на восток и завершались жертвенниками.
Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов. Понимание
межэтнического конфликта
В науке накопилось множество определений этого феномена, рассматриваемого как часть конфликта вообще. Можно сказать, что и этнический конфликт, как разновидность конфликта, отнюдь не является прецедентом современным. Он сопровождает человечество на протяжении длительного исторического периода, полного насильственных действий, разрушений ...
Начало преобразований
Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Это был маленький, но клин в основы строя, закрепленные Конституцией СССР, первой победой сторонников частной собственности. Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета министров «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доход ...
Словакия в XV-XVI вв
В середине XV в. Словакия стала ареной династической борьбы между Габсбургами, польскими Ягеллонами и венгерскими магнатами за Венгерскую корону. Значительной частью территории Словакии овладел чешский магнат католик Ян Искра из Брандыса. Вместе с ним в Словакию пришло несколько тысяч бывших гуситских воинов, по-прежнему исповедовавших ...