Славянофилы и западники

К концу 1830-х годов в российском обществе сложились два течения русской общественной мысли — западников и славянофилов. Западники, среди которых выделялись историки Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, философ К.Д. Кавелин, литераторы В.П. Боткин, П.В. Анненков, Е.Ф. Корш, придерживались идеи о единстве исторического развития человеческого общества, общности исторических путей Европы и России[4]. Исходя из этого, западники считали, что в России рано или поздно установятся европейские порядки. Они же являлись сторонниками конституционной монархии, политических свобод — слова, совести и др., выступали за отмену крепостного права и развитие предпринимательской деятельности.

Диаметрально противоположных взглядов на исторический путь развития России придерживались славянофилы — А.С. Хомяков, братья Киреевские и Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Они считали, что у каждого народа своя судьба и свой путь. Следовательно, и Россия развивается по своему пути, который не имеет ничего общего с европейским[5]. Однако славянофилы вовсе не были последователями официальной идеологии. Так же, как и западники, они были решительными сторонниками отмены крепостного права, критиковали бюрократизм и деспотию.

Однако изживать эти пороки славянофилы собирались отнюдь не путем европеизации. Они считали, что власть царя должна оставаться неограниченной, но народ при этом может обладать правом свободного волеизъявления на земских соборах и в печати, а также получить свободу совести.

Славянофилы видели в этом исконно русское начало: русский народ никогда не претендовал, по их мнению, на участие в политической жизни, отдавая пальму первенства государству, в свою очередь и государство не вмешивалось в духовную жизнь общества и прислушивалось к его мнению. По мнению славянофилов, основу жизни русского общества составляло общинное сознание и принцип согласия, в отличие от западноевропейского индивидуализма.

СССР в 1938 — начале 1941 г.
Внутриполитическое и экономическое развитие СССР оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа личности И.В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Одновременно росли вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и в ...

Московское математическое общество
Московское математическое общество возникло как научный кружок преподавателей математики (большей частью из Московского университета), объединившихся вокруг профессора физико-математического факультета Московского университета Николая Дмитриевича Брашмана. Первое заседание общества состоялось 27 (15) сентября 1864. Брашман был избран пе ...

Московское государство: между Европой и Азией
С конца XV в. и в течение XVI в. в Европе происходит цивилизованный сдвиг, связанный с Великими географическими открытиями, оформлением контуров европейского и мирового рынков, с переходом от эволюционного пути развития на инновационный. В Европе образуются национальные государства. Московское государство с самого начала формировалось ...