Словакия в Х-XIII вв

На протяжении многих веков Словакия была этнографическим понятием.

После распада Великой Моравии важнейшим фактором в истории словаков стало постоянное усиление влияния венгров. К Х-му в. они овладели частью земель, населенных словаками, в Придунайской низменности. Включение словацких территорий в зону интересов венгров привело к тому, что в долинах южной Словакии славянское население было мадьяризировано или же покинуло эти места. В Х – начале XI в. западная и центральная части территории Словакии неоднократно переходили к правителям соседних Чехии и Польши. В первые десятилетия XI в. особенно во времена правления короля Стефана I, значительная часть словацких земель была присоединена к Венгерскому королевству. Захват северных областей Словакии в XII в. привел к завершению этого процесса.

Словацкая этническая территория компактно располагалась в Северной Венгрии и в Средние века называлась Верхней Венгрией. В основу ее административно-территориальной организации было положено деление на комитаты (отдельная область королевского домена) или жупы. Претерпев определенные изменения, эта система просуществовала до 1922 г., причем из 16 комитатов на рубеже ХХ века только 4 имели словацкий моноэтнический состав, а в 6-ти словаки составляли большинство.

Традиции романского стиля, для которого были характерны массивные каменные храмы со стенами, украшенными фресками, постепенно со второй четверти XIII в. уступают место готике. Хотя оригинальная архитектурная школа в Словакии в XIV в. не сложилась, местное зодчество отличается заметным своеобразием. Во второй половине XIV в. словацкие мастера возводят ряд церквей с опорной готической системой сводов. Наиболее известное сооружение – собор св. Елизаветы в Кошице. Его строительство продолжалось с конца XIV до середины XV в. Городские ратуши, многочисленные каменные дома городской знати и мещан украшают города. Широкий размах получает возведение вписанных в пейзаж замков местных аристократов.

Если в архитектуре прослеживается влияние пражской школы, то в настенной живописи особенно в среднесловацких шахтерских центрах заметно воздействие итальянских мастеров. На словацкий “прекрасный стиль” оказали влияние чешская, а затем с начала XV в. венская живописная традиция. Особенно ярко в готике проявилась Спишская область. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства. На протяжении XIV столетия анонимные вторы совершенствуют свою технику, отказываются от статичного положения фигур, создают все более лирические и выразительные образы мадонн.