Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV- XVI вв
Страница 1

Учебные материалы » Словакия в X-XVIII вв. » Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV- XVI вв

Во второй половине XV в . в Словакию проникают гуманистические веяния. Их носителями были члены королевского двора, церковные иерархи .

Проникновение в Словакию идей гуманизма, рост городских центров, укрепление роли бюргерства в социальной структуре общества обусловили появление новых элементов в духовной жизни словаков. Заметное воздействие на развитие культуры оказывают гуситское движение и Реформация. В словацкую среду гуситские идеи привносили участники гуситских походов, а также возвращавшиеся из Пражского университета студенты. Одним из них являлся каноник в Нитре Ян Вавринец из Рачиц, автор нескольких полемических трактатов в защиту Яна Гуса.

Вхождение Словакии и чешских земель в состав одного государственного образования, которым правили представители династий Люксембургов, Ягеллонов и Габсбургов, этническая и языковая близость усиливают влияние чешской культуры, чешского языка и чешской книжности на территории Словакии. Помимо монастырей книжная культура получает распространение в городах. Чешский язык, наряду с широко использовавшейся латынью, становится языком литературных сочинений. Язык Кралицкой библии, "библитчина", постепенно утверждается как язык письменности словаков, на нем издавались и официальные распоряжения короля. Однако общий уровень образования даже среди духовенства был невысок.

Гуманистические и ренессансные идеи проникают в сферу образования. В период правления Матиаша Корвина в 1467 г. был основан университет в Братиславе - Академия Истрополитана. Он стал одним из центров деятельности итальянских гуманистов и архитекторов, которых специально приглашал король в Венгерское королевство. Появляются новые городские и церковные школы, первые типографии, распространяется книжная продукция.

Во второй половине XV - начале XVI в. королевскими городами ведется активное строительство храмов, городских ратуш, оборонительных стен и башен. Патрициатом возводятся особняки по примеру замков в магнатских усадьбах.

В архитектуре, изобразительном искусстве преобладает поздняя готика. Международную известность имела кошицкая архитектурная и скульптурная мастерская.

Строительство храмов стало инспирирующим началом для других направлений. Расцвет станковой готической живописи приходится на последнюю треть XV - начало XVI в. Наиболее значительным памятником этого времени является алтарь св. Екатерины в г. Банска-Штявница, близкий по живописной манере немецкому Ренессансу.

Выдающимся среди многочисленных резчиков по дереву был мастер Павел из Левочи. Своеобразны и чрезвычайно живы созданные им скульптурные композиции главного алтаря в церкви св. Якуба в Левоче. По своей художественной ценности, масштабности и выразительности этот памятник признан одним из крупнейших во всей послеготической пластике Центральной Европы.

Ренессансные городские постройки, у которых вся верхняя часть стены украшена многофигурными композициями, замки с характерными для этого времени мощными угловыми башнями и внутренними аркадными двориками типичны для словацкой архитектуры XVI в. В этом столетии в Словакии получает развитие светская и духовная поэзия на латинском языке. В исторических песнях, любовной лирике звучит тема борьбы против османов.

На протяжении полутора столетий Словакия вынуждена была противостоять давлению османов. После захвата в 1562 г. южной части Словакии, поскольку границы османских завоеваний постоянно отодвигались на север, словацкие территории стали центром политической жизни Венгерского королевства. Противостояние венгерских феодалов абсолютистским и централизаторским устремлениям Габсбургов, попыткам укрепить позиции католической церкви зачастую приобретало формы заговоров и восстаний. Большинство из них произошло на территории Словакии. Концентрация венгерской шляхты, покинувшей родовые поместья, захваченные турками, необходимость содержания многочисленной армии для защиты границ монархии имели весьма противоречивые последствия. Они не только способствовали интенсификации сельского хозяйства, но и усиливали давление правительства, дворянства, местных чиновников на словацкое крестьянство. Все это вело к тому, что крестьяне покидали земли феодалов и уходили или в пограничные районы, или в горные массивы, где организовывались в многочисленные вооруженные отряды, становились ударной силой большинства сословных восстаний XVII начала XVIII веков.

Страницы: 1 2

Восточные славяне. Образование древнерусского государства
Первые свидетельства о славянах. Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев — от р. Одер иа западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, чт ...

Французская буржуазная революции и народы Османской империи.
Ко времени французской буржуазной революции конца XVIII века Османская империя стала превращаться в зависимую страну. Французская революция знаменовала собой победу и утверждение капитализма в передовых странах Западной Европы и Северной Америке. Одним из ее результатов было усиление колониальной агрессии Англии и Франции на востоке. Вм ...

Правительство и система образования
В первой половине XIX в. политика правительства в области образования была противоречивой. С одной стороны, оно пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, сохранить замкнутую сословную систему образования, оставить его привилегией господствующего класса. С другой стороны, потребность страны в чиновниках, технических и ...