Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV- XVI вв
Страница 1

Учебные материалы » Словакия в X-XVIII вв. » Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV- XVI вв

Во второй половине XV в . в Словакию проникают гуманистические веяния. Их носителями были члены королевского двора, церковные иерархи .

Проникновение в Словакию идей гуманизма, рост городских центров, укрепление роли бюргерства в социальной структуре общества обусловили появление новых элементов в духовной жизни словаков. Заметное воздействие на развитие культуры оказывают гуситское движение и Реформация. В словацкую среду гуситские идеи привносили участники гуситских походов, а также возвращавшиеся из Пражского университета студенты. Одним из них являлся каноник в Нитре Ян Вавринец из Рачиц, автор нескольких полемических трактатов в защиту Яна Гуса.

Вхождение Словакии и чешских земель в состав одного государственного образования, которым правили представители династий Люксембургов, Ягеллонов и Габсбургов, этническая и языковая близость усиливают влияние чешской культуры, чешского языка и чешской книжности на территории Словакии. Помимо монастырей книжная культура получает распространение в городах. Чешский язык, наряду с широко использовавшейся латынью, становится языком литературных сочинений. Язык Кралицкой библии, "библитчина", постепенно утверждается как язык письменности словаков, на нем издавались и официальные распоряжения короля. Однако общий уровень образования даже среди духовенства был невысок.

Гуманистические и ренессансные идеи проникают в сферу образования. В период правления Матиаша Корвина в 1467 г. был основан университет в Братиславе - Академия Истрополитана. Он стал одним из центров деятельности итальянских гуманистов и архитекторов, которых специально приглашал король в Венгерское королевство. Появляются новые городские и церковные школы, первые типографии, распространяется книжная продукция.

Во второй половине XV - начале XVI в. королевскими городами ведется активное строительство храмов, городских ратуш, оборонительных стен и башен. Патрициатом возводятся особняки по примеру замков в магнатских усадьбах.

В архитектуре, изобразительном искусстве преобладает поздняя готика. Международную известность имела кошицкая архитектурная и скульптурная мастерская.

Строительство храмов стало инспирирующим началом для других направлений. Расцвет станковой готической живописи приходится на последнюю треть XV - начало XVI в. Наиболее значительным памятником этого времени является алтарь св. Екатерины в г. Банска-Штявница, близкий по живописной манере немецкому Ренессансу.

Выдающимся среди многочисленных резчиков по дереву был мастер Павел из Левочи. Своеобразны и чрезвычайно живы созданные им скульптурные композиции главного алтаря в церкви св. Якуба в Левоче. По своей художественной ценности, масштабности и выразительности этот памятник признан одним из крупнейших во всей послеготической пластике Центральной Европы.

Ренессансные городские постройки, у которых вся верхняя часть стены украшена многофигурными композициями, замки с характерными для этого времени мощными угловыми башнями и внутренними аркадными двориками типичны для словацкой архитектуры XVI в. В этом столетии в Словакии получает развитие светская и духовная поэзия на латинском языке. В исторических песнях, любовной лирике звучит тема борьбы против османов.

На протяжении полутора столетий Словакия вынуждена была противостоять давлению османов. После захвата в 1562 г. южной части Словакии, поскольку границы османских завоеваний постоянно отодвигались на север, словацкие территории стали центром политической жизни Венгерского королевства. Противостояние венгерских феодалов абсолютистским и централизаторским устремлениям Габсбургов, попыткам укрепить позиции католической церкви зачастую приобретало формы заговоров и восстаний. Большинство из них произошло на территории Словакии. Концентрация венгерской шляхты, покинувшей родовые поместья, захваченные турками, необходимость содержания многочисленной армии для защиты границ монархии имели весьма противоречивые последствия. Они не только способствовали интенсификации сельского хозяйства, но и усиливали давление правительства, дворянства, местных чиновников на словацкое крестьянство. Все это вело к тому, что крестьяне покидали земли феодалов и уходили или в пограничные районы, или в горные массивы, где организовывались в многочисленные вооруженные отряды, становились ударной силой большинства сословных восстаний XVII начала XVIII веков.

Страницы: 1 2

Другие племена и контакты с ними
Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финнские племена - предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Здесь же с IV-VI вв. обитали небольшие группы тюркоязычных племен, пришедшие на эти земли во времена продвижения гуннов и тюрков Истеми-кагана в Европу. Кроме того, в VII-VIII вв. ...

Корни, лежащие в основе межэтнических конфликтов. Понимание межэтнического конфликта
В науке накопилось множество определений этого феномена, рассматриваемого как часть конфликта вообще. Можно сказать, что и этнический конфликт, как разновидность конфликта, отнюдь не является прецедентом современным. Он сопровождает человечество на протяжении длительного исторического периода, полного насильственных действий, разрушений ...

Православная церковь в период реформ.
Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы был ...