Либерализация внешнеполитического курса
Страница 1

Учебные материалы » История России » Либерализация внешнеполитического курса

Международные связи в 50-е годы. Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской «оттепели» велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военнополитический блок в Юго-Восточной Азии (СЕАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние «социалистического лагеря» в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны «социалистического лагеря». В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем.

Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии. Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.). Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) — Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Противоречия внешнеполитического курса. Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко — профессиональный дипломат, длительное время представлявший интересы страны в ООН.

Страницы: 1 2 3

Словакия в Х-XIII вв
На протяжении многих веков Словакия была этнографическим понятием. После распада Великой Моравии важнейшим фактором в истории словаков стало постоянное усиление влияния венгров. К Х-му в. они овладели частью земель, населенных словаками, в Придунайской низменности. Включение словацких территорий в зону интересов венгров привело к тому, ...

Государственно-политический строй России
Государственно-политический строй России – монархия, единое централизованное государство. Но в нем еще сохранялись остатки удельных времен. Свои самостоятельные княжества при малолетстве Ивана IV имели его дядья, братья отца: Юрий Иванович (земли в Дмитровском, Рузском, Кашинском и прочих уездах) и Андрей Иванович (Старица и Верея). Тат ...

Общественно-политическая жизнь страны
Советское общество после войны. Завершение Великой Отечественной войны оказало значительное влияние на общественнополитическое развитие общества. В течение трех с половиной лет из армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни около 8,5 млн. бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов — военнопленные, угнанные в ...