Коневодство как фактор развития полукочевого хозяйства
Страница 1

Учебные материалы » Коневодство у древних башкир » Коневодство как фактор развития полукочевого хозяйства

Результаты научных исследований Р.Г. Кузеева показывают, что эволюция хозяйства башкир в X—XV вв. характеризовалась переходом от кочевого скотоводства к полукочевым формам хозяйства с более или менее длительным пребыванием в зимнее время на одном месте. Процесс этот не протекал равномерно.[11] В IX—X вв., по мнению Р.Г. Кузеева, башкирские племена сохраняли ещё хозяйственные связи с прежними местами обитания в Азии, продолжая традиционные для них меридиональные маршруты кочевания за сотни вёрст с Южного Урала в сторону Приаралья и Каспия (осенью) и обратно (весной). Когда приаральские и прикаспийские степи заняли племена Дешт-и-Кипчака, зимние кочёвки в южные районы стали невозможными. Это вынудило башкирские племена продвинуться в более северные, преимущественно лесные районы Приуралья и углубиться в Уральские горы. https://espe.spb.ru купить бельевой поролон ламинированный.

Видимо, задолго до присоединения Башкортостана к Русскому государству круглогодичное кочевание населения со скотом прекратилось повсеместно. К середине XVI в. на большой территории, охватывающей Среднее Приуралье, Прикамье, бассейн нижнего течения р. Белая и р. Быстрый Танып, башкиры были оседлыми. Скотоводство здесь во многом утратило исключительную роль в экономике, возрос удельный вес других отраслей хозяйственной деятельности: бортничества, охоты, рыболовства, лесных промыслов, домашних ремёсел, земледелия. Заметно трансформировалось скотоводство и в горных районах. Даже в лесостепной и степной местности, в отдалении от гор, состояние скотоводства было таково, что СИ. Руденко, будучи специалистом по древним и средневековым формам кочевого хозяйства у народов Азии и Европы, высказывал сомнение в правомочности причисления башкир к "чистым кочевникам"[12].

В золотоордынский период возможности для выпаса стада у башкир были ограничены. Башкиры вынуждены были делить приуральские (бассейн р. Дёма) и южные степи с ногайцами, а зауральскую лесостепь — с населением Сибирского ханства. Лишь после отхода основной части Ногайской Орды на Северный Кавказ (после взятия русскими г. Казань) минские и юрматынские башкиры осели в долинах рек Ашкадар, Дёма и Уршак, заняв удобные для скотоводства места. Здесь стали основываться постоянные поселения — аулы. Позже сюда переселилась часть юго-восточных башкир, в частности, бурзян. После разгрома русскими войсками сибирского хана Кучума (1598 г.) в Зауралье расселились северо-восточные и центральные башкирские племена: айле, катай, сызгы, табын и др. Эти места были хорошо знакомы им: здесь они издавна пасли скот, охотились, иногда устраивали зимовки. С присоединением Башкортостана к Русскому государству башкирские племена и роды юридически оформили свои права на эти земли в жалованных грамотах Ивана IV. По Миассу, Синаре, Тече и другим сибирским рекам основывались зимовки и аулы, отводились места для летних кочёвок.

Традиционной территорией полукочевого скотоводства долго ещё оставались южные отроги Уральских гор и оренбургские степи. Несколько своеобразный скотоводческий уклад сохранился в горах. Существенную роль разведение скота играло в северо-восточных районах, особенно на Уфимском плато. Значение скотоводства как жизненно важной отрасли хозяйства подчёркивается в шежере и памятниках устного народного творчества.

Один из рассказов о древней истории народа начинается словами: "В давние времена наши предки кочевали с одного места на другое. У них были целые табуны скота". Далее повествуется, что "в поисках лучших мест откочевали башкиры со своих старых пастбищ . по дороге встретили волка-предводителя", который "привёл их в благодатный край" — к подножию Уральских гор. Они "поставили юрты, стали здесь жить и разводить скот". В другом предании идёт речь о крупных башкирских племенах: бурзян, катай, кыпсак, тамьян, теле, юрматы, — которые до монгольского нашествия занимались коневодством в долинах рек Агидель, Ик, Кама и Яик (Урал): "Не было счёта их скоту. Косяки в тысячи голов покрывали земли. Они кочевали с одного пастбища на другое". В предании "Акман-Токман" подчёркивается, что "каждый род, аймак имел своё место для весенних, летних, осенних и зимних стойбищ".[13]

Среди архивных материалов чаще всего встречаются прошения башкир в приказ Казанского дворца и другие инстанции о признании их прав на землю, которой их "прадеды, деды и отцы исстари владели". В них четко определяются вотчинные границы с перечислением примет и знаков по ручьям, рекам, урочищам, лесным участкам и другим "старым межам". Речь идёт о землях, хорошо освоенных в хозяйственном отношении. В одном из посланий башкиры жаловались на пришлых русских, татар, чувашей, черемисов, которые расселились в их вотчинах как на свободных землях: "деревья рубят, землю распахивают, траву косят", а между тем, по словам авторов послания, в Уфимском уезде нет "диких поль и порозших (видимо, порожних) земель". В летнее время на этих землях башкиры "кочуют с жёнами и детьми и с конскими стадами", а зимой "на полянках и около угодьев конские стада ходят".

Страницы: 1 2 3