Коневодство как фактор развития полукочевого хозяйства
Страница 2

Учебные материалы » Коневодство у древних башкир » Коневодство как фактор развития полукочевого хозяйства

В уникальном документе 1695 г. — "Деле о спорных землях башкир на Сибирской стороне Урала" — подробнейшим образом, с приложением списка и чертежа, показано расселение полукочевых башкир от "Каменя-Урала почти до Тобола". Из сообщения кунгурского бургомистра Юхнева (1725—26 гг.) следует, что башкирское население четырёх административных округов Уфимского уезда — Сибирской, Ногайской, Осинской и Казанской дорог — основательно различалось по образу жизни. Башкиры восточного и южного Башкортостана (Сибирская и Ногайская дороги) были скотоводами-полукочевниками. У них было много скота, держали лошадей, овец, крупный рогатый скот, верблюдов. Сено запасали только для "мелкой скотины" и для "походных лошадей". Остальные "стада лошадей и прочего скота, как докладывал Юхнев, ходят зимой в степи без сена . питаются всю зиму травой сухой, выкапывая копытом из-под снегу". Зиму население проводило в деревнях, а летом кочевало со скотом в степи в разных местах". На севере (Осинская дорога) башкиры жили оседло, скота имели не так много, на зимнее его содержание "запасали достаточно сена". [14]

Способ ведения кочевого скотоводческого хозяйства древними башкирами был, очевидно, таким же, как и в остальном кочевом тюркском мире. Однако длительный период приспособления к природно-климатическим условиям Урала не мог пройти бесследно. Главным образом это отразилось на составе стада. В развитом кочевом хозяйстве печенегов, огузов, половцев в IX—ХIII вв. стадо состояло из лошадей, овец, верблюдов, коз, крупного рогатого скота. Но некоторые из этих животных, в частности, верблюды, а во многих случаях и крупный рогатый скот, в условиях средних широт, где снежный покров бывает значительным, не могут добывать корм из-под снега. Поэтому на территории Башкирии стадо состояло главным образом из лошадей, овец, коз, что в последнее время подтверждено исследованиями археологов как в западной, так и в зауральской Башкирии. [15]Верблюды, крупный рогатый скот разводились башкирами лишь в южных широтах края, на территории современной Оренбургской области, частично в степном Зауралье, где существовали условия для круглогодичного их содержания на подножном корму. Эта традиция сохранялась еще в XVIII в., хотя П. Паллас, побывав в этих краях, писал: «Здешние пастьба и зимние стужи верблюдам не великое размножение предзнаменуют».[16] По мере продвижения в горнолесные районы в составе стада все более стали преобладать лошади и овцы. Прошло немало времени, дока башкиры, освоив сенокошение, вновь стали в значительных масштабах разводить крупный рогатый скот.

Анализ состояния хозяйства древних башкир в связи с природными условиями края позволяет высказать некоторые соображения о масштабах освоения башкирами территории края в X в. Роль физико-географических условий в истории кочевых народов в эпоху их расселения была весьма существенна. Между тем боязнь переоценить значение географического фактора в развитии производительных сил кочевых народов привела в прошлые годы к тому, что в исторических исследованиях о хозяйстве ранних башкир природная среда учитывалась недостаточно. Изучение общества в той географической среде, в которой оно формировалось, безусловно, повышает эффективность изысканий и объективность выводов. Так, рассматривая историю расселения кочевых народов, надо, прежде всего, иметь в виду, что продвижение кочевников на новые территории зависит от наличия удобных зимних пастбищ и возможностей их освоения. Это естественно, так как от зимних пастбищ зависит количество и сохранность скота и, следовательно, благополучие народа. Глубокой осенью или зимой передвижения кочевников на некоторое время прекращались.

На зимних пастбищах проводились празднества, коллективная охота; зимовки обычно были в периоды войн местами сбора войска. Одним из существенных признаков переселения на новую территорию является появление на ней родовых кладбищ; кочевники стремились хоронить умерших поблизости от зимних пастбищ, которые ассоциировались у них с понятием «родина». Следовательно, завершение переселения кочевников на ту или иную новую территорию связано с освоением зимних пастбищ. Только при этом условии можно считать, что кочевники целиком заселили эти земли.[17]

Такими прочно заселенными башкирскими племенами районами в X в. были, как уже отмечено, Бугульминская возвышенность, юго-восточное Зауралье и прилегающие прияикские степи. Именно на этой территории археологами обнаружены разнохарактерные памятники, принадлежащие кочевникам и датирующиеся концом I — началом II тысячелетия н. э.

Основной частью огромной территории обитания башкир в X в. в западном Приуралье была Бугульминская возвышенность, откуда башкиры постепенно распространили свою территориальную экспансию на север и восток. Из зауральской области кочевники, включившиеся позднее в процесс консолидации башкирского этноса продвигались на север и северо-запад, заселяя Уфимское плато в долину р. Ай, верховья Белой, долины Кизила и Таналыка, предгорья Южного Урала. История расселения западных и восточных башкир имела, как видим, некоторые своеобразия. Это впоследствии сыграло определенную роль в формировании этнического облика, диалектов и культуры башкирского населения северных территорий, где сомкнулись разные потоки миграционных волн. В то же время надо подчеркнуть и другое: несмотря па местные особенности в истории расселения западных и восточных башкир, они продолжали оставаться единым этническим миром. Связи между обеими группами древнебашкирских племен не прерывались с самого момента их переселения из Средней Азии и Западной Сибири. Во всяком случае, арабским писателям X в. приуральские и зауральские башкиры были известны под одним именем, хотя некоторые источники (аль-Балхи, X в.) различают башкир «внутренних» и «внешних». Чрезвычайно ценно то, что источниками X в. территория расселения древних башкир зафиксирована такой, какой мы ее описали. По словам Ибн-Руста, башкиры «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика». Это свидетельство, если сопоставить его с другими данными, толкуется в том смысле, что древние башкиры обитали к западу и востоку от Уральских гор, северными границами их расселения были нижнее течение Камы, верховья Яика и Тобола. Следовательно, опираясь на арабские источники, мы можем подтвердить вывод о том, что в X в. горные районы Южного Урала, а также северные области современной территории расселения башкир еще не были или почти не были заселены древнебашкирскими племенами.[18]

Страницы: 1 2 3

Развитие ремесел
Именно в иньское время ремесло получило дальнейшее развитие. О том свидетельствуют, прежде всего, раскопки иньской столицы, от которой сохранились остатки жилых построек и дворца. Сооружения строились из дерева, только фундамент был из камня. При раскопках дворца были обнаружены различные мастерские иньских ремесленников. Там, где когда ...

Генезис и эволюция веча на Руси
Термин “вече” происходит от корня “ве”, откуда – “вещать”. Вече – это народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. Выделяют следующие периода возникновения и развития веча. Первый период – VI-IX века, характеризуется тем, что здесь живут “племенные сходки”; второй – IX-Х века – “переход” от племенного собрания к город ...

Партия правого порядка.
Партия правого порядка возникла в октябре 1905г. в Петербурге. Она получила прозвище «партия превосходительных чиновников»: её костяк составляли видные представители служилого и поместного дворянства (С.О. Лавров, граф В.А. Тизенгаузен), «цензовой» интеллигенции (П.П. Лыжин, А.В. Бобрищев-Пушкин) и крупной буржуазии (М.И. Алтухов, К.И. ...