Сотрудничество с Востоком
Страница 1

На Древней Руси существовали связи не только с Византией и странами Запада, но и с областями Причерноморья, Передней и Средней Азии (в частности, с Ираном и ранним Арабским халифатом). Уже с VIII в. и вплоть до второй половины Х в. на Русь, а через нее на Запад и в страны Прибалтики, Скандинавии шел поток серебряной монеты, которую чеканили в странах ислама.

Во второй половине Х в. положение с торговыми путями изменилось, поскольку к этому времени Новгород, и другие северные города Руси начинают все больше переключаться на торговлю с Западом, а южные города, и, прежде всего Киев, остаются главным центром торговли с Востоком. Связи с восточными странами идут теперь через Северный Кавказ, Закавказье, а также Крым и Черное море.

Таким образом, в Х – начале XIII вв. шел процесс усиления связей Запада с Востоком через Восточную Европу, а вместе с тем и Древней Руси со странами Востока.

В IX – Х вв. наиболее активными в торговле Руси с Востоком были русские воины-купцы. Во время становления классового общества и государства у восточных славян воины – княжеские дружинники – объединяли два вида деятельности: военные походы и торговлю товарами своей страны и захваченной добычей.

Традиционные связи были у Древней Руси с соседним кочевым миром. Эти связи имели сложный, противоречивый характер: частые военные столкновения сочетались с хозяйственным и культурным обменом.

В процессе культурного обмена кочевники, которые в XI – XII вв. жили в лесостепном и степном пограничье Киевской Руси (торки, берендеи, черные клобуки), заимствовали у русского населения навыки земледелия, орудия земледельческого труда.

В свою очередь русские переняли у кочевников некоторые виды оружия (прежде всего саблю). Однако влияние Руси на кочевников было более сильным, так как хозяйственный и культурный уровень русского общества в XI – XII вв. был более развит.

Заметную роль в установлении культурных связей Древней Руси с Востоком играли армянские колонии, возникшие в XI в. в Крыму, а затем в других местах Восточной Европы. Армянские колонии сообщали сведения о Руси в Закавказье и знакомили жителей Восточной Европы с жизнью стран и народов Востока.

В XI – XIII вв. особенно тесными становятся контакты Древней Руси с христианскими странами Закавказья, прежде всего с Грузией. Известны брачные союзы между русскими князьями и царями из династии Багратидов.

Несмотря на то, что в это время русские города уже являются значительными торгово-ремесленными центрами, с русской стороны на восток продавались традиционно русские товары – пушнина, мед, воск.

На Русь же ввозили работы восточных мастеров – металлические и стеклянные изделия, драгоценную утварь, дорогие ткани, которые покупали главным образом знатные и состоятельные люди. Русь в это время – это район, через который шли транзитные пути с Запада на Восток.

Существовали и литературные связи между Древней Русью и восточными странами, в частности с закавказскими христианскими государствами. После христианизации Руси одним из популярных литературных жанров стала агиографическая литература.

Страницы: 1 2

Причины и предпосылки развития коневодства у древних башкир
Лошадь являлась основной рабочей силой, транспортным средством, помощником кочевника во всех его делах и заботах. Верхом ездили и мужчины, и женщины. Верховой езде учились с детства. Без лошади была немыслима система хозяйства, которую создали скотоводы. На Южном Урале и в районах с аналогичными природными условиями без лошадей было бы ...

Португальское владение
В 1498 г. корабли экспедиции португальского мореплавателя Васко да Гамы бросили якорь на восточноафриканском побережье у острова, правителем которого был султан Муса аль Мбики. Предположительно, изменив на свой манер его имя, португальцы нарекли им остров — Мозамбик, а в дальнейшем и всю территорию в юго-восточной части Африканского кон ...

Значение монастырей в социально-экономической структуре Древнерусского общества
Определяя место монастырей в социальной структуре Руси XI-XIII веков, необходимо отметить, что они являлись формой социальной организации людей, которые, отдаваясь христианским идеалам, отказались от принятых в светском обществе норм жизни. Эти люди решали разнообразные задачи: от подготовки своих членов к загробной жизни до создания об ...