Цензура и критика «Наказа»
«Наказ» много пострадал от цензуры, или критики, какой он подвергался до выхода в свет. После цензуры от « Наказа» осталась четверть первоначального текста. Несмотря на возражения и сокращения, Екатерина осталась очень довольна своим произведением как своей политической исповедью.
Содержание: о подчиненных органах управления, о хранилише законов (Сенате), о состоянии всех в государстве живущих, о согласовании наказании с преступлениями, о производстве суда, о крепостном состоянии, о размножении народа в государстве, о рукоделии и торговле, о воспитании, о дворянстве, о городах, о наследствах.
Видим, что несмотря на урезки , « Наказ» довольно широко захватывает область законодательства, касался всех основных частей государственного устройства, верховой власти и ее отношения к подданным, управления, прав и обязанностей граждан, сословий, более всего законодательства и суда.
«Наказ» учил, что удерживать от преступления должен природный стыд, а не бич власти и что если не стыдятся наказании и только жестокими карами удерживаются от пороков, то виновато в этом жестокое управление, ожесточившее людей, приучившее их к насилию. Частое употребление казней никогда не исправляло людей.
В «Наказе» не раз затрагивается вопрос, исполняет ли государство свои обязанности перед гражданами. Он указывает на ужасающую смертность детей у русских крестьян, уносящую до трех четвертей жителей государства. Рядом со смертностью детей и заносной заразительной болезнью в том числе язв, опустошающих Россию, «Наказ» ставит и бестолковые поборы, какими помещики обременяют своих крепостных, вынуждая их на долгие годы бросать для заработков свои дома и семьи .
Несмотря на слабое практическое действие, »Наказ» остается характерным явлением царствования в духе всей внутренней политики Екатерины.(2.262)
Примечания
[1] Галкин И. С. Новейшая история стран Европы и Америки в советской историографии // Новая и новейшая история. 1975. №6.
[2] Галкин И. С. Создание Германской империи, 1815 – 1871
гг.
М., 1986.
[3] Галкин И. С. Новейшая история стран Европы и Америки в советской историографии // Новая и новейшая история. 1975. №6.
[4] Галкин И. С. Н. ...
Избранность народа
Теперь мы приближаемся к понятию «избранного народа». Важно понять, что в Ветхом Завете речь идет не просто о справедливости как абстрактной концепции, но о справедливости Господа, которая демонстрируется Господними актами выбора. В Книге Бытия мы встречаемся с несколькими примерами «праведного человека», причем он нередко оказывается д ...
Академия наук и университет
Во главе общеобразовательных заведений стояли два университета - сперва академический в Петербурге, потом еще московский. Петр хотел поставить русскую Академию наук на твердую ученую ногу. При академии были два учебных заведения – гимназия и университет. Во все царствование Екатерины ни один медик не подучил ученого диплома, т.е. не выд ...