Основные направления внешней политики в начале XX века. Европейское направление. Поиск союзников.

Учебные материалы » Внешняя политика России - исторический анализ начала XX века » Основные направления внешней политики в начале XX века. Европейское направление. Поиск союзников.

К началу XX века Российское государство представ­лялось иностранным наблюдателям как мощная, но слишком изолированная от международных военно-политических интересов сила. На протяжении цар­ствования императора Александра III (1881 — 1894) Россия не вела войн. Такую же политику публично обещал продолжить и император Николай П. Рос­сийская дипломатия стала инициатором проведения в 1899 г. международной конференции в Гааге по ограничению вооружений. Однако эта конференция так и не смогла принять каких-либо конструктив­ных решений. Крупные европейские державы заве­ряли друг друга в мирных устремлениях, но факти­чески начали гонку вооружений, завершившуюся через полтора десятилетия мировой войной.

В 80-х гг. продолжилось ухудшение отношений между Россией и Германией. Российская общественность обвиняла Бисмарка в антироссийской позиции на Берлинском конгрессе. К тому же Германия повысила ввозные пошлины на русский хлеб. Тем не менее, в 1881 г. был заключен новый «договор трех императоров». Договор предусматривал нейтралитет участников в случае войны одной из подписавших его стран с какой либо четвертой державой. России он позволял получить свободу действий против Англии.

Однако этот договор оказался недолговечен. Коренные интересы России и Австрии на Балканах противоречили друг другу. Между тем, во внешней политике Германии определяющую роль играл Тройственный союз (Германия. Австро-Венгрия, Италия), созданный в 1882 г. В середине 80 х гг. Австрия и Германия способствовали приходу к власти в Болгарии недружественных по отношению к России сил.

Российское государство искало союзников. Еще с начала 90-х гг. XIX века начинается русско-фран­цузское сближение, которое явилось политическим ответом на усиление в Европе позиций Германии. Это сближение было взаимовыгодным, так как Рос­сия к этому времени находилась с Германией в со­стоянии «таможенной войны», подрывавшей рос­сийский хлебный экспорт в эту страну. Франция же, заключив союз с Россией, выходила из изоля­ции, в которой оказалась после поражения во фран­ко-прусской войне 1870—1871 гг.

Россия, опасавшаяся чрезмерного усиления Германии, все более решительно поддерживала Францию. С 1887 г. Россия начала получать французские займы, а между Россией и Германией началась «таможенная война». Россия значительно повысила пошлины на ввоз германского угля, металла, машин.

В 1887 г. Россия и Германия подписали «договор перестраховки». Россия обязалась сохранять нейтралитет в случае французской агрессии против Германии, Германия — в случае австрийской агрессии против России. Однако в случае российского нападения на Австрию или германского — на Францию нейтралитет не гарантировался. Таким образом, становилось ясно, что война один на один между великими державами Европы становилась невозможна.

Сближение России с Францией увенчалось подписанием в 1891 г. русско французского союза, который был ратифицирован в 1894 г. Стороны обязались оказывать друг другу военную помощь в случае агрессии со стороны стран участниц Тройственного союза. Однако в первое время русско французский союз был направлен не только против Германии, но и против Англии. Сближение с Англией стало возможным лишь в начале ХХ века.

Таким образом, как бы исподволь в Европе нача­ли складываться два военно-политических блока: Германии и Австро-Венгрии, ставшего в будущем Тройственным союзом, и России и Франции, пре­вратившемся в Сердечное согласие (Антанту). Евро­пейская роль России в начале XX века усиливалась также и потому, что Российская империя традици­онно считала своей обязанностью выступать в защи­ту народов, относившихся к числу православных: сербов и македонцев, черногорцев и болгар. Более того, во многих странах, населенных славянскими народами, усиливались панславистские настроения. Центром славянского мира идеологи панславизма считали Россию, что давало российской дипломатии возможность активного проведения своей политики в Восточной и Центральной Европе.

Традиционным политическим и военным оппо­нентом России считалась Османская империя, кото­рая в начале XX века находилась в глубоком кризи­се. Ее слабость побуждала многих российских политиков и общественных деятелей ставить вопрос о решении важнейшей, по их мнению, политичес­кой задачи: овладения Константинополем (Стамбу­лом) и превращения черноморских проливов Бос­фор и Дарданеллы в российскую принадлежность. Закрепить свое влияние в Турции стремились также Великобритания и Германия, что создавало почву для их постоянных трений с Российской империей.

Перестройка аппарата по управлению народным хозяйством. Создание Госплана
Конкретные шаги по внедрению экономических стимулов в народное хозяйство начались весной 1921 г. при выполнении решений X съезда РКП(б) о замене продовольственной разверстки натуральным налогом и допущении товарообмена в пределах местного хозяйственного оборота. В среднем размеры натурального налога оказались на 30—50% ниже размеров про ...

Культурное, научно-техническое сотрудничество.
В последние годы в российских средствах массовой информации постоянно находятся так называемые успехи путинского режима в повышении благосостояния народа. Действительно, после прихода Путина к власти начался рост российского валового национального дохода (ВНП) и уже почти 7 лет прирост ВНП находится на уровне 6% в год. Замечательный рез ...

Упадок культуры.
Глубокий кризис феодальных отношений затронул все стороны жизни Османской империи. Главная и решающая причина упадка крылась в особенностях ее социально-экономического развития. Оно определялось глубоким конфликтом между производительными силами и феодальными производственными отношениями, оковывавшими их развитие. Это определило эконом ...