Культура Индии

Зарождение национально-освободительного движения, формирование наций, связанное с развитием капиталистических отношений, находили свое отражение в культурной жизни страны. Вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры и создание воспитанного на западных идеях, проанглийски настроенного слоя интеллигенции, среди получивших европейское образование выходцев из имущих классов, а затем и разночинцев росло национальное самосознание. Стремление к возрождению национальной литературы, традиции которой на различных языках Индии (бенгали, хинди, урду, маратхи, тёлугу и т. д.) восходили к средним векам, было тесно связано с социально-экономическими процессами в Индии на рубеже XIX—XX вв. Прежде всего это сказалось в Бенгалии.

Литература на бенгальском языке к концу XIX в. заняла ведущее место. Великий бенгальский поэт и писатель Рабиндранат Тагор (1861—1941) приобрел большое влияние у себя на родине и получил всемирное признание. После выхода в свет его первого произведения, напечатанного, когда Тагору было 13 лет, появились его многочисленные стихи, поэмы, рассказы и романы. В рассказах 90-х годов Тагор отражал жизнь Индии, показывал произвол колониальных властей, осуждал средневековые предрассудки и пережитки. В крупных романах Тагора начала XX в. ("Крушение", "Гора") нашли свое отражение настроения и конфликты, охватывавшие индийскую интеллигенцию.

Выступивший в начале XX в. бенгальский писатель Шоротчондро Чоттопадхай в своих произведениях ярко и реалистически рисует жизнь Индии, бенгальской деревни. Он, как и Тагор, изобличает произвол угнетателей, борясь с пережитками средневековья.

Все больше сказывается связь с национально-освободительным движением и в литературе хинди, где родоначальником новой литературы справедливо считается Премчанд. Его первый сборник рассказов, "Любовь к родине", отразивший национально-освободительный подъем в Индии 1905—1908 гг., был публично сожжен колониальными властями.

Поэты, писавшие на урду (Мухаммад Икбал и др.), на маратхи (Харинараяна Апте) и других языках Индии, искали новые формы, отражали в своем творчестве национальное пробуждение народов Индии.

В XIX в. отмечается создание целого ряда драматических произведений.

Развитие изобразительного искусства характеризовалось так называемым Бенгальским возрождением, связанным с именем крупного художника Обониндроната Тагора (1871—1951), племянника Рабиндраната Тагора. Обращение к лучшим образцам национальной живописи, фрескам Аджанты, сопровождалось дальнейшим развитием индийской техники акварели к темперы преимущественно в произведениях с религиозно-мифологической и исторической тематикой. В этом сказывались подъем национальных чувств и известный протест против проникновения в Индию — не без влияния колонизаторов — европейской техники живописи маслом. Мастера и последователи бенгальской школы, выступая организаторами и учителями в других центрах Индии, сыграли определенную положительную роль в дальнейшем развитии национального изобразительного искусства.

С ростом национального самосознания и с борьбой за экономическое развитие Индии связано появление ряда исследований по экономике. Их авторы, выдвигая требования экономических и политических реформ с либеральных позиций, разоблачали порядки, созданные в Индии английским господством, и их отрицательное влияние на экономическое развитие страны.

Политика английского империализма сказывалась на всей постановке образования и, естественно, на организации высших учебных заведений, программа которых была рассчитана на идеологическую обработку молодежи в угодном колонизаторам духе. В нескольких существовавших тогда высших учебных заведениях почти отсутствовала подготовка высококвалифицированных специалистов по разным наукам. Высших технических учебных заведений не было совсем. Лаборатории университетов были плохо оборудованы. Однако, несмотря на неблагоприятные условия, и в этот период Индия дала целый ряд крупных физиков, математиков, биологов.

Активизация политической жизни и рост независимых настроений на западно-украинских землях
Активизация политической жизни и рост независимых настроений на западно-украинских землях: борьба за автономию Восточной Украины; вечевое движение; пространство Галичины и Буковины как арена политической деятельности политэмигрантов из Надднепрянщины. В конце ХIX века надежды многих образованных украинцев в Галичине сосредоточились н ...

Цензура и критика «Наказа»
«Наказ» много пострадал от цензуры, или критики, какой он подвергался до выхода в свет. После цензуры от « Наказа» осталась четверть первоначального текста. Несмотря на возражения и сокращения, Екатерина осталась очень довольна своим произведением как своей политической исповедью. Содержание: о подчиненных органах управления, о хранили ...

Конфликт вокруг «Бронзового солдата».
Драма «Бронзового солдата» в Таллинне стала крупнейшей внутриполитической общественной трагедией в Эстонии и самой мрачной страницей в российско-эстонских отношениях после 1991 года. За всю историю Эстонии в мирное время, она не видела столкновений такого масштаба и такой жестокости. Наоборот, все последние пятнадцать лет, прошедшие со ...