Журнал "Телескоп" и период "примирения с действительностью"
Страница 1

Учебные материалы » Общественно–политическая деятельность В.Г. Белинского » Журнал "Телескоп" и период "примирения с действительностью"

Первые литературные опыты Белинского появились ещё в студенческие годы в безвестном и недолго существовавшем журнале "Листок". Московская и петербургская печать отмечали отсутствие ясной и определённой направленности "Листка". Однако журнал с каждым номером приобретал более серьёзный вид; в нём появился критический отдел, театральные рецензии, чаще печатались стихотворения.

Для плеяды деятелей сороковых годов исключительную роль сыграл журнал "Телескоп". Достаточно сказать, что в нём начали литературную жизнь Белинский, Огарёв, Герцен, Гончаров, Станкевич, К. Аксаков и что рядом с ними печатались Пушкин, Чаадаев, Полежаев, Тютчев, Кольцов. Журнал Надеждина ставил перед современниками существенные вопросы. Самобытность и народность русской культуры, необходимость повсеместного распространения просвещения и, наконец, проблема изображения действительности как главная задача литературы – вот основные темы большей части статей, стихотворений, рассказов и рецензий журнала. Проблема просвещения имела исключительное значение, деятели "Телескопа", как и остальные представители русской общественной мысли не могли не обратить внимания на ограниченный и чудовищно узкий круг людей, допущенных до образования. Прогрессивное, просветительское направление "Телескопа" обратило на себя внимание властей. Уваров, ревезируя университет, отмечал в своих отчётах оппозиционность журнала. В этой связи он подверг грозному разносу не только оригинальные материалы, но и переводные статьи "Телескопа", которыми занимался Белинский. Ответом на реакционные идейные установки Уварова, на его грубые внушения и полицейские окрики были многочисленные политические выпады Надеждина как в оригинальных статьях, так особенно в переводных, против "официальной народности", казённо – полицейского искусства.

Важным этапом в деятельности Белинского стал его фельетон "Литературные мечтания". Именно с "Литературных мечтаний" началась широкая известность Виссариона Белинского. Статья Белинского ставила самые насущные вопросы складывающегося русского художественного реализма. Широкий философский взгляд позволил Белинскому осмыслить различные явления русской литературы и сопоставить их с историческим развитием России. История русской демократической критики начинается с этой статьи Белинского. Её сила состояла в том, что, отвечая на вопрос о характере и существе русской литературы, он объединил эстетические требования реализма и народности литературы с критикой российской действительности. Белинский осудил продажную, заказную литературную продукцию, служившую правительственной идеологии и начинавшую наводнять литературный рынок начала 1830-х годов. Осудил он и светскую "альбомную" литературу салонов и гостиных. Очень важна для русского общества была мысль о разладе между тем, что называлось тогда обществом, то есть избранным кругом образованных людей, и обширной массой народа, лишённого этого образования. "Поверьте, - пишет Белинский, - что русский народ никогда не был заклятым врагом просвещения, он всегда готов был учиться; только ему нужно было начать своё учение с азбуки, а не с философии, с училища, а не с академии". Это требование союза народа с образованной частью общества пронизывало всю литературно – философскую деятельность Белинского. "Литературные мечтания" призывали к борьбе с казённым патриотизмом во имя народной литературы. Защита прав человеческой личности, идея освобождения человека легла в основание всех философско – эстетических теорий Белинского в период деятельности в "Телескопе" и привела молодого критика к литературному открытию – к идее реализма.

Белинский в поисках силы, которая соединила бы народ и прогрессивную часть общества, пришёл к понятию литературы, выросшей на народной почве и питающейся народными преданиями. Основой такого взгляда были совершенно оригинальные и своеобразные философские и эстетические принципы, подготовленные всем ходом развития русской философской мысли и самой русской литературы.

"Литературные мечтания" привели к резкому перелому в отношениях участников "Телескопа", но неизбежность этого назревала исподволь. Будущих столпов славянофильства совершенно не устраивали оппозиционные и реалистические мотивы в статьях "Телескопа". Особенное противодействие вызывало идейное направление статей Белинского. Литературно-политические взгляды, которые Белинский развивал в "Литературных мечтаниях" и других своих статьях в "Телескопе" и "Молве", приобрели исключительное значение и выдвинулись на первое место потому, что он начал обоснование самой передовой эстетической теории, опирающейся на идею реализма. Несмотря на идеалистические философские начала, Белинский наиболее последовательный преемник освободительных традиций и зачинатель нового этапа революционной борьбы личности, идея свободы личности. Это и позволило молодому критику сказать новое слово в литературе, отменить обветшавшие эстетические теории и критические методы, наметить перспективу нашего литературного развития и до конца разоблачить все виды реакционной феодально-дворянской идеологии.

Страницы: 1 2 3 4

Общинные формы поддержки и взаимопомощи
Для ранних форм социальных отношений характерна защита индивида в системе рода и общины. Архаическая парадигма помощи складывается в то время, когда ведущим миросозерцанием и мироощущением было язычество. Для языческого миросозерцания и мироощущения характерно то, что человек не ощущал себя в обособленности и единичности, он был не ...

Дальневосточ­ное направление российской внешней политики.
Европейское дипломатическое направле­ние не создавало иллюзий быстрого успеха, а мечты о приобретении черноморских проливов излагались скорее в теоретической плоскости. На фоне этого дальневосточ­ное направление российской внешней политики стало в первые годы XX века самым привлекатель­ным. Здесь, на Дальнем Востоке, сконцентрирова­лис ...

Цензура
9 июля 1804 года был издан Устав о цензуре, который считается самым «либеральным» в России XIX века. Цензуру проводили цензурные комитеты при университетов из профессоров и магистров. Общее руководство цензурными комитетами осуществляло Министерство народного просвещения. Цензорами рекомендовалось руководствоваться «благоразумным снисхо ...