Журнал "Телескоп" и период "примирения с действительностью"
Страница 2

Учебные материалы » Общественно–политическая деятельность В.Г. Белинского » Журнал "Телескоп" и период "примирения с действительностью"

Статьи и рецензии Белинского 1835-1836 гг. развивали и углубляли мысли, высказанные им в "Литературных мечтаниях". Как и первая большая статья, статьи Белинского следующих двух лет были направлены прежде всего против идеологии самодержавно-крепостнического государства, нашедшей свое выражение в теории "официальной народности". Как и в "Литературные мечтания", статьи 1835-1836 гг. излагают и общественно-политические, и эстетические взгляды Белинского, выковавшиеся в постоянной, неустанной борьбе с крепостнической действительностью и её защитниками в реакционных изданиях того времени.

Понимание огромных задач, стоявших перед человечеством, задач, для решения которых необходима была яростная борьба против защитников насилия и невежества, часто вызывала Белинского на призвание к самопожертвованию, к готовности отдать свою жизнь за свои убеждения, претерпеть ради них всякие лишения и страдания.

В своих статьях Белинский неоднократно обращался к молодежи, требуя от неё выбора такой деятельности, которая приносила бы пользу родине. Особенно часто он обращался к начинающим литераторам, которые, не имея выдающегося дарования, губили свои молодые годы в погоне за литературной известностью

Борьбе с аристократией Белинский отвел не мало самых страстных полемических страниц в статьях 1835-1836 гг. Выпады против неё он рассыпал всюду, и все они исполнены горячей ненавистию к родовым и сословным преимуществам и защищали личные достоинства человека. "Мы уже теперь не ослепляемся знаменитостию рода, незаслуженными отличиями . Имя ничего; важно дело ." - бросает Белинский мимоходом в статье "О стихотворениях Баратынского.

Восторгаясь, как и в "Литературных мечтаниях", в статье о Кольцове русским народным характером, поэзией русских сказок, Белинский вместе с тем вновь указывал на "простодушие младенческого ума" русского простолюдина, на то, что русский народ "еще не живет полною жизнью". но вместе с тем Белинский считал, что у русского народа "настоящее уже интересно как шаг, как переход к прекрасному будущему", что у него "это будущее еще в зародыше, ещё в зерне, но уже так богато надеждами ." В этих словах нашла выражение твердая вера Белинского в силы и будущее русского народа.

В период самостоятельного редактирования "Телескопа" и "Молвы" Белинским одним из важнейших противников его стал журнал "Московский наблюдатель" и его идейный вдохновитель – С.П. Шевырёв. В журнале Шевырёва Белинский усмотрел опасные для развития отечественного искусства литературно – политические тенденции. Не случайно в одной из первых же полемических заметок он назвал "Наблюдатель" "светским журналом".

Вскоре, в 1836 году, Белинского судьба свела с М.А. Бакуниным. В размышлениях Белинского о нравственности, о лицемерной сущности общественных отношений крепостнического общества он нашел прямую поддержку.

В эти годы кружок Станкевича значительно расширился, споры приобретали всё более ожесточённый и непримиримый характер. Белинского сдерживали, заарканивали его страстный, злой от нетерпимости талант, который оскорблял эстетически уравновешенную натуру Станкевича. Начало политического и социального свободомыслия, критическое отношение к дворянскому обществу получают всё большую определённость и чёткую форму в сознании Белинского. Белинский мучительно переживал раздвоённость идеального мира и действительности. Перед Белинским стояла задача – найти теоретическое обоснование бунта против окружающего общества. Посещение Белинским усадьбы Бакуниных в Премухино, "Премухинская гармония", повлияла на формирование идеалистического решения основного противоречия между идеалом и действительностью. В Премухино происходят постоянные споры между Белинским – революционером и отцом Бакунина, убежденным монархистом.

В середине 1836 года Белинский закончил статью о незначительной и малоинтересной книге А. Дроздова, посвящённой вопросам морали. В этой статье он пытался решить с новых позиций важнейшие вопросы познания и нравственности. Белинский решительно отказывается от того, чтобы человек, углубляясь во внутренний мир, отгораживался от других людей. Самоусовершенствование – не самоцель, именно любовь к человечеству обязывает к нравственному самоусовершенствованию. Так Белинский приходит и к основной идее своей статьи: каждый человек должен любить человечество. Статья о Дроздове оказалась последней статьёй Белинского в "Телескопе". В 1836 году Надеждин напечатал в "Телескопе" "Философское письмо" Чаадаева. Журнал был запрещён, Надеждин сослан в Усть-Сысольск, Чаадаев объявлен сумасшедшим. Белинского приказано обыскать при въезде в Москву, но обыск ничего не дал – критик был своевременно предупреждён. Снова началось бездомное скитальчество Белинского: без денег, без журнала, без возможности где-нибудь работать. Белинский оказывается без журнального пристанища, без средств к существованию. Непримиримость и принципиальность делали положение Белинского безнадёжно тяжёлым. Он понимал, что стоило бы ему перейти на сторону продажной официальной печати – и его положение было бы обеспечено. Положение молодого критика крайне осложнялось трагическими противоречиями, проявляющимися всё более рельефно в его умственных исканиях и в его личных отношениях. Отношение в кружке Станкевича ещё более усложнялись. В эти годы Белинскому приходилось искать новые пути в осмыслении задач, стоящих перед обществом, его привлекло страстное отрицание крепостнического общества. Белинский писал о различных проблемах действительности, в первую очередь – о прямой зависимости от неё духовной жизни человека.

Страницы: 1 2 3 4

Этногенез восточных славян
План: 1. Понятие этногенеза, этноса, языковой общности 2. Древние предки восточных славян А) индоевропейцы Б) балтославянская этническая общности В) славянская этническая общность 3. Этногенез восточного славянства ...

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны
Коренной перелом в ходе войны – это перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношения сил. Выделим основные сражения второго этапа войны («коренного перелома»): - разгром немецких войск под Сталинградом(19 ноября 1942-2 февраля 1943 г.), - Курская битва (5 июля-23 августа 1943 ...

Образование Булгарского Эмирата на Средней Волге. Четыре волны переселения
Впервые булгары (ранние) появились в наших краях в конце VII - начале VIII вв. Их самые ранние памятники на Средней Волге открыты в последние годы самарскими археологами. В курганном могильнике у села Новинково, что на Самарской Луке, обнаружены глиняные сосуды, орудия труда и оружие, украшения, характерные для болгар Подонья и Приазовь ...