Московское государство: между Европой и Азией
С конца XV в. и в течение XVI в. в Европе происходит цивилизованный сдвиг, связанный с Великими географическими открытиями, оформлением контуров европейского и мирового рынков, с переходом от эволюционного пути развития на инновационный. В Европе образуются национальные государства.
Московское государство с самого начала формировалось как «военно-национальное», движущей силой развития всегда была потребность в обороне и безопасности. Основной социальной опорой объединения земель служили помещики. Централизация сопровождалась закрепощением крестьян и жесткой регламентацией жизнедеятельности всех других сословий.
Термин «Россия» для обозначения страны, населенной русскими, стал официальным со времени правления Ивана Грозного, который употреблял его в своих посланиях, но обозначение «всея Руси» появляется на монетах Ивана III. С XIV в. начинается объединение славянских земель вокруг Москвы, небольшого, даже по тем временам, городка. Со времени Ивана Даниловича Калиты, подавившего народное восстание в Твери в 1327 г. против монгольских баскаков и получившего ярлык на великое княжение (1328-1340 гг.), великое княжение не выходило из рук его потомков, и Москва утвердилась как резиденция митрополитов «всея Руси» (митрополит Петр поддерживал Ивана Калиту, а после его смерти в 1326 г. новый митрополит Феогност в 1328 г. перенес свою резиденцию в Москву)[4].
Объединение Руси шло в условиях сохранения зависимости от ордынских ханов. Со времени Ивана Калиты расширение Московского княжества шло путем прикупа, а не только силой оружия. Московский князь скупал земли уже обедневших князей, которые не могли платить дань ордынцам, и так увеличивал могущество Москвы. Переход в Москву из Владимира митрополии превратил ее в религиозный центр и тоже способствовал объединению русских земель именно вокруг Москвы. А церковные деятели тоже согласились на перевод, потому что видели, что Москва становится центром притяжения для русского народа.
К середине 50-х годов XV в. основные земли северо-восточной Руси объединились вокруг Москвы и началось строительство государственного аппарата на иных, чем при предшественниках Василия II, основах. На смену старым уделам пришли новые, созданные на семейной, а не на родовой основе, т.е. все эти уделы принадлежали детям Василия П. Создавались уезды. Власть в уездах находилась в руках наместников, бояр великого князя.
Создание государства сопровождалось унификацией денежной системы, была создана общерусская монетная стопа, основной денежной единицей стала «московка великокняжеского двора» и «новгородка»[5]. Иван III выпускал собственную золотую монету. Доходы государственной казны складывались из нескольких источников: военных трофеев, поступлений от экспорта товаров, «ордынского выхода» удельных князей. Несколько податей платило население.
Древние башкиры. Исторические сведения. Территория расселения. Культура
В исторической литературе IX - X вв. появляются первые упоминания о племенах Южного Урала. Например, в книге широко известного автора этого времени Ибн-Хордалбека "Худуд ал-алам" сообщается о переселении с Иртыша в район Уральских гор племен кыпчаков Подобные события отражены и в китайских источниках начала IX в. В них говорит ...
Формирование однопартийного политического режима
Одна из важнейших особенностей советской власти - ее однопартийность, господство партии большевиков во всех структурах власти.
С первых дней советской власти, сразу после победы Октябрьского восстания, встал вопрос о вхождении в правительство представителей социалистических партий - меньшевиков, правых и левых эсеров, тем более что они ...
Судопроизводство после судебных установлений 1864 г. Сложившиеся трудности
осуществления судебной реформы в России. Угловное
судопроизводство
Вопросы уголовного судопроизводства регламентировались уставом уголовного судопроизводства (приложение 3) 20 ноября 1864 года, состоявшим из трех книг и шестидесяти глав.
Книга первая посвящена порядку судопроизводства в мировых судебных установлениях, книга вторая – судопроизводству в общих судебных местах, в третьей книге говорится о ...