Политическое завещание Белинского
Страница 2

Затрагивает Белинский в Залбцбруннском письме и вопрос о религиозном индифферентизме русского крестьянина, противопоставляя своё мнение той точки зрения, которую высказал Н.В. Гоголь в "Выбранных мест из переписки с друзьями". "Это по натуре глубоко атеистический народ. в нем ещё много суеверия, но нет и следа религиозности . Неужели вы не знаете, что наше духовенство находится во всеобщем презрении у русского общества и русского народа? Про кого русский народ рассказывает похабные сказки? про попа, попадью, попову дочку и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колыханы, жеребцы? - попов. Не есть ли поп на Руси для всех русских представитель обжорства, скупости, низкопоклонничества, бесстыдства?"

Политическая программа Белинского, выдвинутая в письме, опирается на глубокую, строго обоснованную философско-историческую концепцию. В этом отношении письмо к Гоголю непосредственно связано с итогами той политической и философской борьбы протии славянофильства и либерального западничества, которая составляла основное содержание литературной деятельности Белинского во вторую половину40-х годов.

Письмо к Гоголю лучше всего показывает, каковы были интересы, поглощавшие внимание Белинского во время его пребывания за границей. Это не значит, конечно, что он не присматривался самым пристальным образом к тому, что происходило в Европе. Однако, знакомясь с европейскими делами, он не только помнил все время о русских делах, но ясно представлял себе всю невозможность механического перенесения опыта Европы на решение проблем, стоящих перед Россией. Об этом он очень определённо писал, ещё до отъезда за границу, в статье "Русская литература в 1846 году". "Важность теоретических вопросов зависит от их отношения к действительности. То, что для нас, русских, ещё важные вопросы, давно уже решено в Европе, давно уже составляет там простые истины жизни, в которых никто не сомневается , о которых никто не спорит, в которых все согласны. И – что всего лучше – эти вопросы решены там самой жизнью, или, если теория и имела участие в их решении, то при помощи действительности".

Письмо к Гоголю являлось вызовом не только всем видам "благонамеренности" и "ограниченности" социально-политического реформизма. Оно расшатывало и подрывало самые корни официально господствующей идеологии, внедряя свое понимание и "самодержавия" и "православия", и "народности", как символов террористического режима "обскурантизма и мракобесия"

Письмо Белинского к Гоголю – политический и литературный документ исключительной силы и значения. Выражая настроения крепостного крестьянства, Белинский выдвигает в нём программу ближайших политический и экономический преобразований, необходимых для дальнейшего исторического развития России. В письме поставлена первоочередная задача освобождения крепостного крестьянства, ликвидация полицейского и бюрократического гнёта, укреплении законности. Все эти задачи объективно являлись наиболее полным выражением целей буржуазно – демократической революции на данном этапе национального развития России.

Страницы: 1 2 

Марксизм и ленинизм
Термин «ленинизм» впервые был введен Мартовым в 1904 для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции ...

Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах
Период с декабря 1986 по июнь 1989 года - время пребывания на посту первого секретаря ЦК КПК Г. Колбина, ознаменовался рядом мер откровенно популистского характера, предпринятых новым руководством Казахстана. Они были призваны сгладить тяжелое впечатление, оставшееся у общественности республики после декабрьских событий 1986 года. Была ...

Русское дворянство в кон. XVIII в. - первой пол. XIX в.. 1796-1861 гг.
В данной главе нашло свое отражение правление трех российских императоров: Павла I, Александра I и Николая I. Три непохожих друг на друга правления: контрреформы Павла, осторожная политика Александра, правление Николая, начавшееся с Восстания на Сенатской площади. ...