Израильтяне
Страница 3

Но если Авраам был отцом-основателем еврейской нации, был ли он также основателем иудейской религии? В Книге Бытия он провозглашает особые отношения евреев с Богом, который един и всемогущ. Выдающийся еврейский историк Сало Барон считает его протомонотеистом, пришедшим из центра, где развитый культ Луны приобретал зачаточную форму монотеизма. Побуждения Авраама носили религиозный характер. Вполне возможно, что в это время в его сознании монотеистическая концепция еще полностью не сформировалась, а он только двигался в этом направлении, причем покинул Междуречье, потому что тамошнее общество зашло в духовный тупик. Пожалуй, было бы точнее всего назвать Авраама хенотеистом, то есть человеком, который верует в единственного Бога данного конкретного народа и признает право других народов иметь собственных богов. И тогда он становится основателем еврейской религиозной культуры, поскольку провозглашает два ее

основополагающих принципа, а именно Завет богаи дарование Святой Земли

. Принцип Завета является беспрецедентным; он немеет аналогов на древнем Ближнем Востоке. Разумеется, завет Аврааму, будучи персональным, не достигает еще уровня завета Моисею, который был адресован уже целой нации. Но основные принципы здесь уже наличествуют: это, по сути, соглашение о поклонении, послушании в обмен на особую честь; здесь впервые в истории фигурирует Бог этический, своего рода милосердный конституционный монарх, связанный собственными понятиями о справедливости.

Согласно Книге Бытия Авраам не сразу осознает важность обретения им этой ноши, что является примером постепенного, развивающегося проявления воли Господней. Окончательно благословение нисходит на Авраама после последнего испытания, когда Бог приказывает ему принести в жертву своего единственного сына Исаака. Как говорится у Иосифа Флавия, «Авраам, считая неповиновение Предвечному в чем бы то ни было предосудительным и полагая, что следует беспрекословно подчиниться во всем Тому, Который по благости Своей дарует всем жизнь и свое расположение… взял сына … и отправился в путь к горе.»³ Это раздел является важнейшим в Библии, поскольку формулирует один из наиболее драматичных и трудных вопросов во всей истории религии, а именно вопрос о теодиции, чувстве справедливости у Бога. Так формируется важное понятие в еврейском мировосприятии: Акеда

– готовность евреев, если необходимо во имя бога, приносить в жертву семью и собственную жизнь.

«Не из желания человеческой крови повелел Господь ему заклание сына, …но желая убедиться в образе его мыслей, т.е. повинуется ли он даже такому

(жестокому) повелению. Раз же он убедился в готовности Авраама и в его чрезвычайном благочестии, то пусть он пользуется всеми дарованными ему благами»4. В 1843 г. Кьеркегор опубликовал свой философский анализ этого эпизода «Страх и Трепет», где изображает Авраама «рыцарем веры», готовым пожертвовать для Бога не только своим сыном, но и этическими идеалами.

С точки же зрения историка этот рассказ вполне логичен, поскольку Авраам был сыном своего времени, конкретной исторической обстановки, когда было принято скреплять договор, принося в жертву животное. Договор же с Богом неимоверно, бесконечно велик, а потому и скреплять его следует, жертвуя самым любимым в полном смысле слова. Исаак был выбран этим субъектом не только потому, что являл собой самую дорогую собственность Авраама; он к тому же был и специальным Божьим даром (в соответствии с Заветом) и, подобно всему, что Бог даровал человеку, принадлежал Богу. Тем самым подчеркивалась сама цель жертвоприношения: символически напомнить, что все, чем человек обладает, принадлежит Богу и подлежит возврату. Именно поэтому Авраам называл место этого акта полнейшего повиновения горой Иеговы, Синайского предзнаменования и Великого Завета. Важно отметить, что именно в этом месте в Библии в обещаниях Бога звучит мотив универсальности. Он не только берется приумножить потомство Авраама, но и добавляет: «И благословятся в семени твоем все народы земли».

Страницы: 1 2 3