Отношение к евреям со стороны населения Римской империи

Учебные материалы » Самоидентификация древних евреев » Отношение к евреям со стороны населения Римской империи

В последней главе своей работы я хочу привести интересные на мой взгляд данные, почерпнутые мной из книги А.Тюменева «Евреи в древности и в средние века» 1922 года. Эти факты касаются отношений между еврейской диаспорой и туземным населением тех местностей, на которые еврейская диаспора распространялась. Хотя эта информация на первый взгляд не относится напрямую к теме моей работы, но все же я считаю ее важным для понимания истоков противоречивого отношения к евреям, амплитуда которого колеблется от непоколебимой веры в его уникальность до глубокой ненависти.

По мере повсеместного распространения евреев зарождалась вражда и ненависть, чувство глубокой неприязни к иноземцам. Еще около половины второго столетия до нашей эры александрийская сивилла говорит о повсеместной вражде к ним.

«Все земли и моря исполнены тобою.

Все одинаково враждебно относятся к тебе», - с такими словами обращается автор одного из так называемых сивиллиных стихотворений к еврейскому народу. Как ни определенны суждения римских писателей о евреях, полагаться на них не стоит. Их постоянное подчеркивание отвратительности религиозных обрядов евреев и их религиозной исключительности отмечают лишь симптомы неприязни, проявляющейся прежде всего в идеологической, т.е. религиозной форме, но не могут служить основанием при выяснении причин этой неприязни. Против собственно религиозных причин враждебных отношений к евреям свидетельствует ряд причин: на греческом Востоке, где враждебность проявилась в особо острых формах, первым столкновениям предшествовал обоюдные попытки сближения именно на религиозной почве. Также эта вражда возникала повсюду в местах распространения диаспоры со стороны народов с самыми разнообразными религиозными обычаями и представлениями. Очевидно, причины такой исключительной и не имеющей себе аналогий в истории вражды к евреям следует искать не столько в религиозной нетерпимости по отношению к ним, являющейся лишь идеологическим выражением этой вражды, сколько в тех особых условиях, в каких протекала жизнь евреев диаспоры, и в тех особых отношениях, в какие они были поставлены к окружающему населению.

Прежде всего это условия специально городской жизни, превратившие евреев диаспоры в городских жителей. Неблагоприятное положение евреев в качестве «прирожденных чужеземцев» в значительной мере ухудшалось тем обстоятельством, что они образовали нацию горожан, третье сословие в условиях жизни древности, когда не произошло резкого разрыва между городом и деревней. При таких условиях евреи по отношению к массам прочего городского населения составляли не только чуждое, на и чужеродное образование, а это обстоятельство увеличивало непонимание и чувство неприязни. Эта неприязнь обуславливалась прежде всего опасением возможной с их стороны конкуренции на поприще торговой и ремесленной деятельности, а ведь именно евреи поколениями развивали склонности к разного рода специально городским профессиям.

Что же касается жизни самой еврейской диаспоры, можно отметить следующее. Единообразие условий и привычек жизни, тождество интересов укрепляло и упрочивало связь не только между членами одной общины, но и между общинами, рассеянными по различным городам, и, таким образом, не давало евреем диаспоры раствориться в массе прочего населения.

Я считаю, что такое толкование негативного отношения к евреям, зародившегося еще в древности, хотя и не является исчерпывающим для понимания негативного отношения к ним и в наши дни, но имеет основания и подтверждает известный факт. Во все времена сильным личностям, а в данном случае сильному этносу приходилось отстаивать свой независимый взгляд, свою уникальность в противоборстве с окружающим миром. Борьба эта может проходить не только в форме прямого противостояния, но в отстаивании своих идеалов, ценностей, принципов. В этом смысле еврейский народ является удивительным и вдохновляющим примером стойкости и верности своим идеалам.

Дворянское общество накануне отмены крепостного права
Русское дворянство не было однородным по своему составу и социальному положению. В 1858 - 1859 гг. в России насчитывалось около одного миллиона представителей дворянского сословия. Около 35% из них принадлежало к личному дворянству, которому запрещалось без особого разрешения владеть крепостными. Наибольшее число помещиков - более 75% - ...

Образование СССР
Советские республики накануне объединения. К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это — созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республи ...

Социально-экономический строй Киевской Руси
Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами был ...