Институты политического управления Киевской Русьюю Генезис и эволюция княжеской власти на Руси
Страница 1

Учебные материалы » Эволюция политической системы Киевской Руси » Институты политического управления Киевской Русьюю Генезис и эволюция княжеской власти на Руси

Согласно имеющимся фактам в политической истории России наличие князя у славян восходит к V-VI вв. н. э. Но в то время князь еще оставался: 1. родичем своих подчиненных; 2. был лицом выборным, которого в любой момент могли лишить полномочий.

К IX веку относится легенда о приглашении частью славян на должность князя варяжского конунга Рюрика.

Оперируя "неславянским происхождением" Рюрика можно предположить, в связи с этим, что его власть была более требовательна и жестока. Однако, Рюрик - это, прежде всего, князь не всей Руси, а только части славян (словен, кривичей), и части финских племен (чудь, меря и весь), т.е. князь межплеменного союза племен.

Последователем Рюрика был Олег. Он, используя военную силу (воинов из варягов, кривичей, словен, веси, чуди, мери), объединил два мощных политических центра - Киев и Новгород. В результате этого события Олег стал "суперкнязем", "князем князей", упорно воплощавшем в жизнь идею о сплочении, где "добром", а где и "силой". Однако, взаимоотношения между Олегом и покоренными племенами заключались лишь в несистематическом сборе дани, и участием ополчения племен в войнах и походах Киевского князя.

Т.е. покоренные племена, в большей степени, были союзниками, нежели подданными в обычном смысле этого слова. Кроме того, подчинение Олегом некоторых племен было непрочным, и его преемнику, Игорю, пришлось снова покорять племена, причем Игорь возложил на них дань "большую", чем Олег.

Сам же Игорь также не был еще государем, а прочие предводители его подданными, что подтверждали военные походы 941 г. и 944 г. на Византию, т.к. князь не имел ни средств, ни возможностей контролировать действия норманнских отрядов на огромном пространстве от Дуная до Закавказья. Для управления территорией "суперсоюза" Игорь отдает земли покоренных восточнославянских племен под управление союзникам-конунгам.

После смерти Игоря (945 г.) во главе "суперсоюза" фактически становится воевода Свенельд, хотя формально вокняжилась Ольга - жена Игоря.

Именно Ольга настойчиво начала вводить некоторые черты оформляющейся политической системы на Руси: 1. упорядочение сбора дани, т.е. установила четкий сбор налогов; 2. возрастание международного престижа Руси; 3. попытка Ольги христианизировать Русь, для сплочения различных по вероисповеданию племен и упрочения своей власти.

Однако, первым "протомонархом" на Руси был Святослав.

Время его княжения очень крепко связывало протогосударство - Киевскую Русь с восточными и западными странами. Он принял непосредственное участие в разрешении крупнейших и сложнейших вопросов тогдашней истории, упрочил классы управителей и классы подчиненных. При нем власть на местах от племенных князей переходит к Киевским наместникам, включавшим в свой состав сыновей Киевского князя.

После смерти в 972 г. Святослава олицетворением монархического начала на Руси выступали го сыновья - Ярополк, Олег, Владимир.

В связи с этим в политическое управление Киевской Русью активно вливаются "княжие мужи", прежде всего, варяги: Свенельд, его сын Лют; которые имеют очень сильное влияние на Киевского князя Ярополка. Чтобы упрочить свои позиции на политической сцене, они стремились ослабить княжескую власть и для этого развязывали междоусобицы между Ярополком и Олегом, Ярополком и Владимиром. Однако, ставка "княжих мужей" из варягов на Ярополка оказывается проигранной. В 980 г., поддерживаемый аристократией-боярством из славян (Блуд), Киевским князем становится Владимир.

Время его княжения на Руси ассоциируется с усилением монархического начала с опорой на княжескую дружину, т.е. административно-исполнительный аппарат, собственных сыновей и иерархов православной церкви: митрополита Киевского, епископов и игуменов. С боярством Владимир связь ослабляет. Для него "дума" с боярами была лишь делом практической необходимости, обычая и удобства, она отнюдь не была обязательной для него, равно как и не налагала на него никаких формальных обязательств. Укрепление своей власти Владимиром осуществлялось в ходе: создания единого пантеона языческих божеств - Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь, что также способствовало более прочной интеграции восточнославянских племен; принятия христианства (православия) в 988 г.; создания линии оборонительных укреплений и строительства городов по рекам Десне, Стугне, Остру, Трубежу, Суле; военных походов: на поляков и вятичей в 981 г., на вятичей в 982 г., на ятвягов в 983 г., на радимичей в 984 г., на волжских болгар в 985 г., на греков в 988 г.

Страницы: 1 2