Понимание.
Страница 1

Язык исторической науки чрезвычайно специфичен. В отличие от естественно-математических дисциплин она не имеет строго упорядоченной и определенной терминологии, исключающей многозначность, двусмысленность, неясность понятийного аппарата.

1. Понимание текста (источника)

С известной долей условности можно выделить три «ключа», питающие язык современной истории. Во-первых, это термины и понятия письменных (преимущественно) источников. Любой источник дает множество частных понятий, обязывающих историка установить их смысл, сферу применения и границы использования. Вот, например, краткий перечень терминов, употребленных всего в нескольких главах «Салической правды», записи обычного права салических франков начала VI в.: рейпус, вилла, тунгин, центенарий, малюс, аффатомия, рахинбург, аллод, граф, саце-барон, королевский сотрапезник, трибутарий, посессор .

2. Понимание историками друг друга и их читателями

Во-вторых, это термины и понятия, вырабатываемые в историографии для упорядочения, систематизации разнородного эмпирического материала. Широта обобщения может быть различной: от, скажем, понятий сословного представительства, абсолютизма, ранней тирании, принципата, промышленного переворота до категорий средневековья, феодализма, цивилизации.

2.Понимание другими специалистами-обществоведами – это понятия и категории, на высоком уровне абстракции формируемые иными социальногуманитарными науками: социологией, философией, антропологией, культурологией. Историк широко пользуется этими понятиями (государство, общество, культура, политика, классы, социальная стратификация, социальная мобильность), как правило, наполняя их конкретным содержанием и несколько снижая степень абстрактности, им свойственную.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп

:

1. Наиболее многочисленная группа источников - это письменные источники (эпиграфические памятники, т.е. древние надписи на камне, металле, керамике, и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т.д.).

3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т.е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т.д.)

5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена и т.д.

6 Кинофотодокументы.

Все вещественные источники принято называть артефактами.

Подходы (модели исторического развития народов и человечества)

Последний этап работы – истолкование. Истолкование может быть многомерна. «Заприте десять историков в комнате (или в камере), дайте им один и тот же набор источников, и они обязательно придут к десяти различным выводам» (М. Гилдерхус). Почему?

Здесь нужно говорить о предмете истории. Он неоднозначен, потому что, если объект – это то, что существует независимо от нас и науки, то предмет создается наукой – это какой-то аспект, грань объекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Азербайджан в XVIII—XIX вв
азербйджан экономический политический колониальный Последний представитель династии Сефевидов, Султан-Хусейн (1694—1722), был крайне ограниченным и слабым человеком. Посол Петра I Артемий Волынский докладывал своему государю, что «такого дурачка даже среди простонародья редко можно сыскать, не токмо из коронованных». Бестолково распор ...

Давыдов Денис Васильевич (1784 - 1839)
Поэт и гусар; сын командира Полтавского конного полка; службу начал в 1801 году, в возрасте 17 лет, эстандарт-юнкером в кавалергардском полку, а затем в армейском Белорусском гусарском полку. Тогда же начал писать стихи. В 1806 году в чине ротмистра снова перешел в гвардию. В 1807 - 1812 годах - адъютант П.И.Багратиона. Участвовал в кам ...

Политические реформы: номенклатурная «либерализация»
Децентрализация в экономике, науке, управлении расширила самостоятельность местных руководителей, развивала их инициативу. Даже в высшем руководстве страны не чувствовались авторитарные методы руководства. Вместе с этими положительными моментами в жизни советского общества появились и негативные явления, ранее не замеченные. Исчезновени ...