Понимание.
Страница 2

«Истина заключается в том, что история – штука куда более сложная, чем обычно думают» (У. Уолш). О многих трудностях, встающих на пути исторического познания, уже сказано. О многих, но не о всех. И не о главных. Установлены источники. Оценена их достоверность. Уяснены факты. Преодолены терминологические барьеры. И что же? «Поля истории усеяны грудами камней, кое-как отесанных. Камни эти ждут толкового архитектора» (Л. Февр). Основные проблемы впереди, проблемы понимания исторического процесса, выявления связей между событиями и фактами, их объяснения и истолкования.

Мало проинтерпретировать факты, необходимо выстроить из них некую последовательность, которая отражала бы прошлую действительность. Впервые вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности в истории философской мысли поставил Гегель. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю.

Историография XX в. по духу – если не по букве – концептуальна. В основе разграничения ее направлений и школ – фундаментальные различия, различия исходных принципов понимания и объяснения исторического процесса.

Ключевский писал: «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в её развитии и результатах».

Сегодня в мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории

, вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций предмета истории). Это связано с определением предмета, то есть что из всего многообразия событий и фактов должен сделать историк центром внимания. А отсюда и складывается образ исторического процесса, картина нашего ретроспективного существования.

Экономически детерминированная история:

1. Ф

ормационная теория исторического процесса

Важнейшим постулатом марксистской методологии истории может быть признана идея, согласно которой экономические потребности людей независимо от их воли и желания в конечном счете определяют тенденции социального развития, что экономика детерминирует социально-исторический процесс.

Результаты титанического труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению и критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить совершенно новое для историографии и социальной философии понятие, понятие "формация". Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно-исторические условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Россия в конце XVII — первой четверти ХVIII в. Петровские преобразования
Еще в дореволюционной историографии сложилось два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что Петр I нарушил естественный ход развития страды, внеся перемены в экономику, политику, культуру, традиции, нравы, обычаи, что он захотел «сделать Россию Голландией». Другие исследователи считал ...

Народная борьба против фашистов на Дисненщине. Зарождение и рост подпольной борьбы
С первых же дней оккупации Дисны и района началось сопротивление населения в самых разнообразных формах – от невыполнения мероприятий оккупационных властей до вооруженного сопротивления. Уже в августе 1941 года начала объединяться молодежь Николаевского сельсовета. Вскоре была образована подпольная молодежная организация, секретарем кот ...

Израильтяне
В своей работе я использую метод параллельного сравнения исторического происхождения евреев и анализа корней «непохожести» этого народа, его особенных объединяющих на протяжении тысячелетий идей на основе реальных подтвержденных исторических фактов, с одной стороны, и на основе библейских текстов – с другой Поэтому в этой главе я хочу д ...