Понимание.Страница 21
Позже возникли и другие теории периодизации. Английский историк А. Тойнби (30-е годы XX в.) полагал, что в истории существовали так называемые локальные цивилизации (всего он выделил 21 цивилизацию). Каждая из них проходит стадии зарождения, роста, разложения и гибели.
В марксистской историко-материалистической концепции принято строить периодизацию на основе изменений (смены) способов производства или общественно-экономических формаций, которые последовательно сменяют друг друга; первобытнообщинности, рабовладения, феодализма, капитализма и современности.
Исходя из этого, можно предложить в рамках данного курса опираться на материалистический подход к истории, одновременно используя и положения цивилизационистов, обращая внимание на место России в рамках мировой цивилизации на всем протяжении человеческой истории.
Периодизация следующая:
I. Народы нашей страны в древности. Проблема возникновения государства у восточных славян (VI–IX вв.).
II. Период феодализма (традиционного общества):
Зарождение феодальных отношений на территории нашей страны и становление государственности (IX–XIV вв.);
Классический феодализм и становление сословного общества (XV–XVII вв.);
Период разложения феодальных отношений и проблема модернизации российского общества (XVIII– первая половина XIX вв.).
III. Эволюция России в буржуазное (индустриальное) общество и государство:
диллема – реформы или революция (вторая половины XIX–начало ХХ в.).
IV. Советский период в истории Отечества:
Общенациональный кризис: Октябрьская революция и Гражданская война (1917-1922 гг.);
Новая экономическая политика советской власти (1922–1929 гг.);
Становление тоталитарного государства и формирование культа личности (1929–1941 гг.);
Великая Отечественная война и послевоенное восстановление страны (1941–1953 гг.);
Попытки осуществления реформ (1953–1968 гг.);
«Перестройка» и распад СССР (1985–1991 гг.).
V. Современный период российской истории. Становление гражданского общества и новой российской государственности.
Рост феодального сепаратизма.
Фактическое превращение пожалованных ленных владений, в наследственные, ослабило зависимость турецких феодалов от центральной власти султана. Постепенно местные эмиры и паши стали признавать власть султана лишь номинально. Правители Балканских провинций превратились в самостоятельных князьков. Некоторые из них даже чеканили свою монету. ...
Призыв в армию
В 1956 году дедушку призывают в армию. Со слезами на глазах, провожала его мать, не дождавшись отца, боялась потерять и сына. Дед тоже плакал, но это были слёзы жалости к матери, ведь она столько пережила горя, да и он не хотел оставлять ей одну, без поддержки старшего сына.
Молодого призывника отправили в Шахты, на распределительный п ...
Радикальный лагерь – большевики
Большевистская партия вышла из подполья сразу же после свержения царского самодержавия. Это была единственная в стране политическая партия, обладавшая четкой организацией, ясной программой, проверенными в революционных боях кадрами и надежными связями с широкими народными массами. Она сразу же поддержала созданные народным творчеством С ...