Создание советских органов власти

В первых декретах советская власть ввела рабочий контроль над производством и распределением. "Декларация прав народов России" (14 ноября 1917 г.) признала право народов на самоопределение. Было заявлено о готовности приступить к строительству основ социализма, но главные надежды связывались с развитием и переносом революционного конфликта за пределы страны.

Решением третьего Всероссийского съезда советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (10-18 января 1918 г.) все местные дела должны были решаться исключительно местными Советами. Массы воспринимали их именно как органы демократической власти.

К лету 1918 г. сложилась более или менее стройная система советской организации. Вершину этой организации составляли Всероссийский съезд советов как верховная государственная власть и в период между съездами - Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), высшим органом исполнительной власти и управления, наделенным и законодательными функциями, был Совет Народных Комиссаров.

Далее сверху вниз шли областные объединения Советов (Центрально-промышленного района, Западной области, Союз коммун Северной области, Уральской области др.), губернские, уездные, городские, волостные сельские Советы. Особое место в этой системе народного представительства занимали съезды Советов - волостные, уездные губернские и (до ликвидации в конце 1918 г.) областные. Вскоре жизнь показала, что как высшие органы власти местные Съезды (отчасти в силу склонности к "митинговой демократии", а главное из-за слабой компетентности большинства делегатов) не могли претендовать на выработку решений, а все больше склонялись к обсуждению и одобрению политики верхов.

Создание советского государственного аппарата - создание не только центральных, но и местных органов, оформление их структуры, овладение ими властью на местах. В Советах шла острая борьба большевиков, эсеров и меньшевиков. Съезды местных Советов собирались довольно часто, на них решались простые, но жизненно важные вопросы: организация работы предприятий, выплата заработной платы, налаживание работы школ, больниц и т. д.

Создавая новый государственный аппарат, большевики разрушали старый. Фактически уже к осени 1917 г. армия была деморализована и охвачена стихийной демобилизацией. "Военка", Центробалт, Советы солдатских депутатов, большевистские Комитеты в частях, гарнизонах, на фронте были рычагами большевистского влияния в армии, которая уже после 25 октября и начала переговоров о перемирии «обрушила фронт, дезертируя в гигантских размерах».

28 января 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет СНК об организации на добровольческих началах Рабоче-крестъянской Красной Армии, 11 февраля 1918 г. - Декрет об организации Красного Флота. Советскому правительству удалось сформировать 10-тысячную армию.

Становление русской государственности в IX - начале ХП вв.. Предпосылки образования Древнерусского государства
В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты: 1. Пространственная и геополитическая ситуация — Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах бол ...

Основные направления и содержание деятельности внутренних войск в 50–80-е годы ХХ столетия
В первые послевоенные годы наряду с восстановлением народного хозяйства и переводом его на мирные рельсы важное государственное значение приобрела задача ликвидации националистических вооруженных формирований, активно боровшихся против Советской власти на территории западных областей Украины, Белоруссии и в Прибалтики. Несмотря на то, ...

«административная лихорадка»
Характерной чертой эконо­мической политики того периода было активное проведение всякого рода административных реорганизаций. В них Н. С. Хрущев усматривал второй, не менее важный, чем научно технический прогресс, рычаг подъема эффективности обще­ственного производства. В 1957 г. вместо упраздненных отраслевых министерств, ведавших про ...