Русские земли и княжества в начале XII — первой половине ХIII в
Страница 4

Учебные материалы » История России » Русские земли и княжества в начале XII — первой половине ХIII в

Политический строй Новгородско-боярской республики декой ОБЩЕГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ Кончанские вечевые сходы Совет господ (300 золотых поясов) 1 Посадник Архиепископ Тысяцский Князь Главным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»; обычно великий киевский князь «сажал» своего старшего сына наместником Новгорода). Посадник был главой Правительства, в его руках были управление и суд.

Фактически в посадники избирались бояре из четырех крупнейших новгородских родов. Вече выбирало главу новгородской церкви — епископа (впоследствии архиепископа). Владыка распоряжался казной, контролировал внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Архиепископ имел даже свой полк. Третьим важным лицом городского управления был тысяцкий, ведавший городским ополчением, судом по торговым делам, а также сбором налогов.

Вече приглашало князя, который управлял армией во время военных походов; его дружина поддерживала порядок в городе. Он как бы символизировал единство Новгорода с остальной Русью. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать. Даже резиденция князя находилась вне кремля на ярославовом дворище — Торговой стороне, а позднее — в нескольких километрах от кремля на Городище.

Жителям Новгородской земли удалось отбить натиск немецко-шведской агрессии в 40-х годах XIII в. Не смогли захватить город и монголо-татары, но тяжелая дань и зависимость от Золотой Орды сказалась и на дальнейшем развитии этого региона.

Киевское княжество. Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути «из варяг в греки»; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за 44 Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т.д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель — преемников Киевской державы, Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора «Слова о полку Игореве» к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

Страницы: 1 2 3 4 

Дворянство в пореформенной России. 1861-1904 гг.
Социальная природа российского дворянства в пореформенное сорокалетие определялась сложными процессами социально-экономической и политической эволюции страны, характерными для переходного периода формирования буржуазного общества. С одной стороны, дворянство унаследовало от феодальной эпохи значительную часть своей материальной базы, с ...

Коммунистический эксперимент
В обстановке нарастающего террора, создания первых в России концлагерей, все новых принудительных мобилизаций в армию Ленин приступает к главному преобразованию в области экономики — строительству коммунизма в России. Четкой экономической программы у Ленина не было, сама российская экономика была развалена — рабочий контроль привел к п ...

Еврейская Библия
Анализ истории древних евреев, как она трактуется Библией, и в частности происхождения их «богоизбранности», логически требует введения главы, посвященной этому гениальному и бессмертному творению. Еврейская Библия, именуемая также Ветхим Заветом и ТАНАХом, - книга, которую ценят и почитают люди, принадлежащие к самым разным религиозны ...