Страны Западного Судана (IV-XIII в.)
Страница 1

Первые сведения о Гане восходят к IV в., однако своего расцвета она достигла в IX—XI в. В этот период наследственные

Есть несколько условных, но равнозначных названий в обозначении значительной части континента (с 20° с. ш. до 20° ю. пi., от последнего градуса до мыса Игольный) — Африка южнее Сахары, Тропическая и Южная Африка, «Черная Африка». В данных названиях регион, в свою очередь, Условно делится на Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку.

Правители Ганы («гана» означает «военачальник», таков был титул правителей государства, впоследствии распространенный на страну в целом), опираясь на армию, насчитывавшую до 200 тысяч человек, распространили свою власть на обширную территорию, включавшую западные и центральные районы современной Республики Мали, а также запад и юго-запад современных Сенегала и Мавритании. Этническую основу государства составляли Сонинке, один из народов Мандинго.

Столица Ганы — город Кумби-Сале (на территории Мавритании) — была крупным центром караванной торговли солью, золотом и рабами с мусульманскими странами Северной Африки. Если до XI в. в стране преобладали различные местные религиозные верования, то после распространился ислам. Главным образом это было связано с вторжением в «империю» воинственных племен берберов. В1076 г. их вождь Абу Бекр захватил столицу Кумби и обложил побежденных данью. Глава государства и знать Ганы приняли ислам в надежде сохранить свое привилегированное положение. Под нажимом исламизированной правящей верхушки ислам стал быстро распространяться и среди подвластных государству племен — туку лер и сонгай, сараколе и диула. Несмотря на определенные очаги сопротивления воздействию ислама, мусульманство быстро распространилось, и многие народы Западного Судана были исламизированы. Наиболее стойкое сопротивление оказали моей, которые так и не приняли эту веру, остались приверженцами собственных верований.

Наступил период междоусобиц. В 1240 г. Сундьята Кейта — глава одной из провинций Ганы, вождь народа малинке, — захватил власть и основал новое государство, ставшее второй великой державой суданского пояса, — Мали.

Во второй четверти XIII в. правители народа Мандинго, воспользовавшись ослаблением Ганы, воссоздали государство Мали, достигшее своего расцвета к первой половине XIV в. в период правления Мусы I (1312—1337) и его брата Сулеймана (1341—1360). Власть мансы (правителя) распространилась от районов, прилегавших к Атлантическому океану, до города Гао. В этот период в империи Мали отмечались стабильность центральной власти, а также обилие продовольствия и развитое ткацкое производство.

Основная масса населения Мали жила болыпесемейными общинами. Данная организация, с использованием пленников, посаженных на землю, сделалась главной формой складывания раннефеодальных отношений в государстве. Особое место в социальной структуре общества занимали замкнутые профессиональные касты. Каждая каста занималась определенным ремеслом, искусство которого передавалось по наследству. Касты ремесленников не были равноправными: на первом месте находились кузнецы, за ними следовали плотники и резчики по дереву, затем ткачи и т. д. Последнюю ступеньку иерархии занимали профессиональные певцы и рас-сказчики-гриоты. В свою очередь, весь класс ремесленников находился в более низком положении, чем земледельцы-общинники. Все возраставшую роль в жизни общества приобретали царская гвардия, создававшаяся из рабов. Ее командиры становились влиятельной частью общества.

Основу экономики государства Мали составляли земледелия и скотоводство. Важное место занимала караванная торговля со странами Северной Африки и Египтом. Основными статьями торговли служили золото и рабы, которые обменивались на соль и ремесленные изделия, производимые в Северной Африке. Мали приобрело известность поставщика золота из Западного Судана для всего Средиземноморья. На карте Африки XIV в. правитель Мали обозначался как «господин золота». Крупные торговые города — Дженне, Томбукту и Гао — одновременно играли и роль культурных центров. В них сложились мусульманские колонии, оказавшие заметное влияние на развитие Мали. Оживленный торговый и культурный обмен с мусульманскими странами на севере Африки способствовал дальнейшему распространению ислама в государстве. Паломничества правителей Мали в Мекку превращались в важнейшие политические акции, демонстрировавшие мощь и богатство империи Мали1.

Страницы: 1 2 3 4

Каким был город-крепость? Особенности застройки
Еще в XVI веке поморские первопроходцы основали поселение, на месте которого в 1601 году был заложен город Мангазея. Хотя датой основания города Мангазеи считается 1601 год, однако известно, что в этом году на высоком мысу был возведен только острог "с оградой из тына" – военное укрепление для сбора податей (ясака) в царскую ...

Понятие этногенеза, этноса, языковой общности
Этногенез – это процесс формирования этноса, его происхождение. Вопрос о происхождении именно славян был поставлен наукой позже, нежели проблема образования Русского государства. Связано это с тем, что в XVIII в., когда начинается собственно наука, важнейшей формой человеческого общежития признавалось государство, а не этнос. С другой ...

Питирим Сорокин. Биография Питирима Сорокина
Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968). Российский и американский социолог. Родился в России (Коми край), где провел первые 15 лет своей жизни (1889-1904гг.). Мать была коми, отец - русский. До приезда в Санкт-Петербург П. Сорокин систематического среднего образования не получил, из церковно-учительской школы был исключен в связи ...