Суахилийская цивилизация
Страница 1

Своеобразный характер носило историко-культурное развитие прибрежной океанской зоны Восточной Африки. Первые поселения на побережье были местного, т. е. африканского происхождения. Арабы их называли «страной зинджей* (страной черных).

«Страна зинджей» не была, однако, централизованным государственным образованием. Это были отдельно развивающиеся общества на побережье, находившиеся на разных стадиях развития — от родоплеменных до раннеклассовых.

Еще в средние века на Восточном побережье Африки сложилась суахилийская цивилизация — цепь «городов-государств», протянувшаяся от современного Сомали на севере до Мозамбика на юге. Она возникла в результате длительных исторических (торгово-экономических, культурных, политических) контактов между местным африканским населением, с одной стороны, и пришельцами из Аравии, районов Персидского залива и Индии — с другой.

Первыми, кто стал создавать свои поселения на побережье, были персы, позднее их сменили арабы, которые появились в регионе еще до ислама. С VII в. арабские поселения стали приобретать большое значение и из малых торговых факторий превращались в крупные городские центры. Это было связано с переселениями целых родов и племен, бежавших из Аравии вследствие междоусобных войн. Было несколько «волн» переселений с Востока вплоть до XII в., когда на восточноафрикан-ском побережье началось активное распространение ислама. Переселения стимулировали развитие прибрежных городов прежде всего как центров торговли с внешним миром.

В 975 г. арабы-сунниты построили город Килву, ставший впоследствии столицей всех арабских поселений Восточной Тропической Африки, когда они объединились в один султанат. Позднее в Килву прибыло много персов из Шираза. Весь восточный берег Африки был усеян арабскими поселениями. Наиболее значительными из них были Пате, Момбаса, Занзибар, Ламу, Малинди, Мафия, Пемба, Чоле, Софа ла и др. Известно 175 восточноафриканских прибрежных городов и поселений, свыше 65% из них были прямо связаны с морской торговлей.

Арабские переселенцы, выстраивая города, обносили их стенами, разводили вокруг них плантации, на которых в основном использовался рабский труд. Рабовладение было распространено во всех султанатах. Рабов использовали не только на месте, но и большими партиями вывозили в Аравию,

Персию, Индию и другие азиатские страны. С восточного побережья Африки также вывозилась слоновая кость, черепашьи панцири, а из Малинди и Момбасы, ставших к XII в. главными торговыми центрами побережья, и железо местной выплавки. Ввозились же ткани разных типов, керамика, стекло, другие товары.

В VII—VIII вв. на побережье начала складываться новая этническая общность — суахили («васуахили», «васвахили» — «береговые жители»). Ее местную основу образовано бантуя-зычное население побережья, частично ассимилировавшее пришельцев с Востока. В X—XIII вв. на восточноафриканском побережье появляется письменность, основанная на арабской графике. Возникает язык суахили, вобравший в себя многие элементы языков банту и арабского языка.

Этносоциальная структура суахилийских городов-государств и поселений выглядела следующим образом. Низшую общественно ступень занимали рабы (ватумва) — военнопленные или купленные; над ними располагались домашние рабы (вазалиа), считавшиеся «младшими членами» семьи или клана; на верхней ступени находились свободные горожане (васвахили) — свободнорожденные или дети от браков свободных и рабов, а также ширазы и арабы (ваширази и ваара-бу) или их потомки. Правили городами-государствами местные независимые арабо-суахилийские династии. Каждый город имел обычно своего правителя (султана). В XIII— XVI вв. суахилийская цивилизация вступила в период расцвета, который был прерван португальским завоеванием.

В начале XVI в. португальцы осваивают морской путь вокруг Африки в Индию, утверждаются в суахилийских городах-государствах. К 1513 г. все города от Могадишу до Мозамбика оказываются в руках захватчиков. Для управления ими учреждаются подчиненные вице-королю португальской Индии два наместничества — в Малинди и на острове Мозамбик. В 1593 г. португальцы построили в Момбасе цитадель — форт Иисус и перевели туда из Малинди северное наместничество.

Страницы: 1 2

Сокольников Григорий Яковлевич как экономист и политик
В ноябре 1917 был избран членом Учредительного собрания от Тверской губернии. С ноября 1917 руководил национализацией банковской системы страны в качестве помощника комиссара Государственного банка на правах товарища управляющего, руководителя Комиссариата бывших частных банков, члена коллегии Народного комиссариата финансов (Наркомфина ...

Иван Александрович Ильин. Биография Ивана Александровича Ильина
Творчество И.А. Ильина (1883 - 1954) "солнечным светом" вошло в общественное сознание России в начале 1990-х годов. Классик отечественной литературы Василий Белов, скупой на похвалу, сказал на IX съезде писателей России: если бы я раньше был знаком с трудами Ивана Ильина, я бы жил и писал по-другому. "Относительно русской ...

Понятие этногенеза, этноса, языковой общности
Этногенез – это процесс формирования этноса, его происхождение. Вопрос о происхождении именно славян был поставлен наукой позже, нежели проблема образования Русского государства. Связано это с тем, что в XVIII в., когда начинается собственно наука, важнейшей формой человеческого общежития признавалось государство, а не этнос. С другой ...