Историографический обзор “рассвета” политической системы Киевской Руси с конца Х века по 1054 год
Страница 2

Учебные материалы » Эволюция политической системы Киевской Руси » Историографический обзор “рассвета” политической системы Киевской Руси с конца Х века по 1054 год

По-видимому, “княжие мужи” являлись наместниками и посадниками в городах и волостях. Именно они и водили в военный поход городское ополчение – “воев”, из поручаемых им “великим” князем городов. “Среди высших приближенных, после “мужа”, - пишет Г.В. Вернадский, “в XI веке упоминаются судебный пристав (огнищанин), занимающийся конюшней (конющий), дворецкий (тиун) и адъютант (подъездной). Младшие вассалы были обозначены как гридь. Они являлись пажами князя и младшими служилыми людьми в доме, а также слугами дружинных офицеров, детским или пасынком”.[43]

С мнением Г.В. Вернадского можно согласиться, но необходимо также уточнить дружинную иерархию и некоторые должности. Иерархия дружинников строилась так: 1. гридни; 2. отроки; 3. детские. А иерархия должностей должна была строиться, исходя из анализа предположения В.В. Мавродина,[44] так: 1. огнищанин; 2. ключник; 3. конюх; 4. староста; 5. тиун.

В период княжения Владимира I осуществляла свою деятельность и православная церковь. Она соединила в одно общество людей разных состояний или во имя цели, житейского назначения, религиозно-нравственного служения, или во имя чувства сострадания и милосердия. "При таком составе, - пишет В.О. Ключевский, - церковное общество являлось не новым государственным сословием с духовенством во главе, а особым обществом, параллельным государственному, в котором люди разных государственных сословий соединились во имя равенства и религиозно-нравственных побуждений".[45] В Киевской Руси был составлен "Владимиров устав". По коему отчуждены, утверждает Н.М. Карамзин, от мирского ведомства монахи и церковники, богадельни, гостиницы, дома страноприимства, лекари и все люди увечные. Дела их были подсудны одним епископам: распри и неверность супругов, браки незаконные, волшебство, отравы, идолопоклонство, непристойная брань, злодейства детей в отношении к отцу и матери, тяжбы родных, церковная тятьба, снятие одежды с мертвеца.[46]

Простой народ, по моему мнению, во время княжения Владимира I не мог влиять своим волеизъявлением на политическую власть в государстве, т.к. вече в Х веке исчезло.

Этому находим подтверждение у М.Б. Свердлова, который отмечает: " .в Х веке простое свободное население было лишено права участвовать в политическом управлении государством. Функции племенного веча были заменены высшими прерогативами князя - главы государства и иерархии господствующего класса".[47] Схож во мнениях с М.Б. Свердловым и Б.Д. Греков. Он предполагает, что ни в Х веке, ни в первой половине Х века для развития вечевого строя благоприятных условий в Киеве нет. Власть Киевского князя слишком сильна, город политически еще слишком слаб, чтобы рядом с княжеской властью могло процветать городское вече.[48]

В 1015 году умер Владимир I.[49]

После этого события началась усобица его сыновей: " . в Киеве сел Святополк. Он расправился со своими братьями Борисом и Глебом . Ярослав в 1016 году одолел Святополка . но в 1018 году пришел Болеслав на Ярослава со Святополком и с полянами . и победил Болеслав Ярослава .1019 г. Святополк пришел уже с печенегами, но Ярослав одержал над ним победу".[50] Но мир между князьями был недолгим. "В 1024 году была усобица между Ярославом и Мстиславом из Тмутаракани . но все-таки Мстислав сел в Чернигове и стал Ярослав самовластцем в Русской земле".[51]

"При Ярославе сохраняется старая система, - отмечает В.В. Мавродин, - установленная Святославом и Владимиром, при которой управление русскими городами и землями осуществляется "великим" князем через своих наместников - сыновей".[52]

По мнению М.Б. Свердлова, в XI веке идет процесс консолидации боярства, растет его экономическое могущество, сопровождаемое значительными денежными накоплениями, что вполне закономерно, на мой взгляд. "Общественное влияние бояр, - пишет М.Б. Свердлов, - утверждается также существованием у них дружин, состоявших из воинов и слуг-отроков".[53]

Это говорит мне о том, что боярство начинает "обратный процесс", т.е. обособление от княжеской власти.

Страницы: 1 2 3

Краткая биография
Амвгуст Юмльевич Давимдов (1823—1885/1886) — российский математик и механик, заслуженный профессор Императорского Московского университета; автор трудов по дифференциальным уравнениям с частными производными, определённым интегралам и применению теории вероятностей к статистике; президент Московского математического общества (1866—1885/ ...

Столыпинская аграрная реформа
Бурж. реформа крест. надельного землевладения в России. Началась по указу от 9 нояб. 1906, прекращена по пост. Врем. пр-ва 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени пред. Сов. Мин. П.А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы. Разрешение выходить из крест. общины на хутора и отруба (закон от 9 нояб. 1906), укрепление Крест. поземель ...

Самоуправление в городах.
В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления — городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы — городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы. П ...