Историографический обзор “рассвета” политической системы Киевской Руси с конца Х века по 1054 год
Страница 2

Учебные материалы » Эволюция политической системы Киевской Руси » Историографический обзор “рассвета” политической системы Киевской Руси с конца Х века по 1054 год

По-видимому, “княжие мужи” являлись наместниками и посадниками в городах и волостях. Именно они и водили в военный поход городское ополчение – “воев”, из поручаемых им “великим” князем городов. “Среди высших приближенных, после “мужа”, - пишет Г.В. Вернадский, “в XI веке упоминаются судебный пристав (огнищанин), занимающийся конюшней (конющий), дворецкий (тиун) и адъютант (подъездной). Младшие вассалы были обозначены как гридь. Они являлись пажами князя и младшими служилыми людьми в доме, а также слугами дружинных офицеров, детским или пасынком”.[43]

С мнением Г.В. Вернадского можно согласиться, но необходимо также уточнить дружинную иерархию и некоторые должности. Иерархия дружинников строилась так: 1. гридни; 2. отроки; 3. детские. А иерархия должностей должна была строиться, исходя из анализа предположения В.В. Мавродина,[44] так: 1. огнищанин; 2. ключник; 3. конюх; 4. староста; 5. тиун.

В период княжения Владимира I осуществляла свою деятельность и православная церковь. Она соединила в одно общество людей разных состояний или во имя цели, житейского назначения, религиозно-нравственного служения, или во имя чувства сострадания и милосердия. "При таком составе, - пишет В.О. Ключевский, - церковное общество являлось не новым государственным сословием с духовенством во главе, а особым обществом, параллельным государственному, в котором люди разных государственных сословий соединились во имя равенства и религиозно-нравственных побуждений".[45] В Киевской Руси был составлен "Владимиров устав". По коему отчуждены, утверждает Н.М. Карамзин, от мирского ведомства монахи и церковники, богадельни, гостиницы, дома страноприимства, лекари и все люди увечные. Дела их были подсудны одним епископам: распри и неверность супругов, браки незаконные, волшебство, отравы, идолопоклонство, непристойная брань, злодейства детей в отношении к отцу и матери, тяжбы родных, церковная тятьба, снятие одежды с мертвеца.[46]

Простой народ, по моему мнению, во время княжения Владимира I не мог влиять своим волеизъявлением на политическую власть в государстве, т.к. вече в Х веке исчезло.

Этому находим подтверждение у М.Б. Свердлова, который отмечает: " .в Х веке простое свободное население было лишено права участвовать в политическом управлении государством. Функции племенного веча были заменены высшими прерогативами князя - главы государства и иерархии господствующего класса".[47] Схож во мнениях с М.Б. Свердловым и Б.Д. Греков. Он предполагает, что ни в Х веке, ни в первой половине Х века для развития вечевого строя благоприятных условий в Киеве нет. Власть Киевского князя слишком сильна, город политически еще слишком слаб, чтобы рядом с княжеской властью могло процветать городское вече.[48]

В 1015 году умер Владимир I.[49]

После этого события началась усобица его сыновей: " . в Киеве сел Святополк. Он расправился со своими братьями Борисом и Глебом . Ярослав в 1016 году одолел Святополка . но в 1018 году пришел Болеслав на Ярослава со Святополком и с полянами . и победил Болеслав Ярослава .1019 г. Святополк пришел уже с печенегами, но Ярослав одержал над ним победу".[50] Но мир между князьями был недолгим. "В 1024 году была усобица между Ярославом и Мстиславом из Тмутаракани . но все-таки Мстислав сел в Чернигове и стал Ярослав самовластцем в Русской земле".[51]

"При Ярославе сохраняется старая система, - отмечает В.В. Мавродин, - установленная Святославом и Владимиром, при которой управление русскими городами и землями осуществляется "великим" князем через своих наместников - сыновей".[52]

По мнению М.Б. Свердлова, в XI веке идет процесс консолидации боярства, растет его экономическое могущество, сопровождаемое значительными денежными накоплениями, что вполне закономерно, на мой взгляд. "Общественное влияние бояр, - пишет М.Б. Свердлов, - утверждается также существованием у них дружин, состоявших из воинов и слуг-отроков".[53]

Это говорит мне о том, что боярство начинает "обратный процесс", т.е. обособление от княжеской власти.

Страницы: 1 2 3

Советское государство в первой половине 20-х годов XX в. Внутреннее положение РСФСР В 1920-1921 гг.
В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу. Экономический и социальный кризис конца 1920 — начала 1921 г. Политика «военного коммунизма» привела экон ...

Типы цивилизации
XIII тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в ...

Русский народный союз имени Михаила Архангела.
Союз имени Михаила Архангела (РНС) – правая организация, созданная «отколовшимися» в начале 1908г. от Союза русского народа. Союз ставил своей задачей защиту православия, самодержавия и отечества от любых врагов. Согласно программе, Союз должен был способствовать «устроению жизни русского народа на основах любви к Родине, возвеличивание ...