Генезис и эволюция дружины на РусиСтраница 1
Древнейшее значение термина "дружина" - это домочадцы, челядь, затем вообще община, объединение, товарищество.
Зарождение дружины относится к V веку нашей эры. Ибо с этого времени у восточных славян происходит выделение знати из массы свободного населения. На ранней стадии своего развития дружина выступала в качестве домочадцев, челяди у знатных людей.
С конца V по начало VI века, в связи с внешней угрозой и внутренними распрями, знать, для своей защиты и обогащения, начинает формировать из своей челяди вооруженные отряды, т.е. дружинники приобретают статус военных слуг, что возвеличивает их над простыми смердами, но они все остаются полностью зависимыми от своего хозяина.
Рассвет дружин приходит на время VI-IX веков, время военной демократии, когда происходит структурирование членов дружины на определенные звания, по степени их военного мастерства. В связи с этим возникает два звена в дружине: 1. старшая дружина; 2. младшая дружина.
С появлением протогосударства в конце Х века формируются четкие функции каждой из звеньев дружины.
В состав старшей дружины входили бояре и "княжьи мужи".
В Киевской Руси "вторыми" лицами, после князей, были бояре, с которыми князья делили труды управления государством. Истоками боярства была восточнославянская племенная знать: "легендарный" князь Вадим, выступивший против Рюрика; Гостомысл, проявивший инициативу для приглашения" варягов-конунгов - Рюрика, Синеуса и Трувора; дреговичский Тур, возглавивший выступление дреговичей против Киева.
Для общения князей с боярами существовал "боярский совет". Он был лишь делом практической необходимости, обычая и удобства, он отнюдь не был обязательным. Не существовало и обязательного состава "боярского совета" и какой-либо формальной его компетенции. Однако, в функционировании "боярского совета" можно различить внутренний круг и более широкое собрание. В деятельности внутреннего круга принимали участие только наиболее приближенные бояре к князю. Этот внутренний совет включал в себя от 3 до 5 бояр. Широкое собрание собирало большее число членов (как бояр, так и профессиональных воевод из "княжьих мужей" (тысяцких)).
К концу Х века боярство было заинтересовано в консолидации около князя для укрепления своего материального благосостояния и социально-политического влияния, которые были подорваны междоусобными войнами князей Святославичей - Владимира и Ярополка. Общественное влияние бояр утверждается также существованием у них дружин, состоявших из воинов и слуг-отроков.
К середине XI века растет экономическое могущество бояр, сопровождаемое значительными денежными накоплениями. По мере усиления процесса политической раздробленности служба при киевском князе уже не обещала больших прибылей, а отсюда начинается процесс "оседания" боярства на землю. Владения бояр основываются на вотчинном праве, т.е. на праве полной наследственной собственности. У боярина не было обязанности служить князю, а к концу XI века эта тенденция еще более усиливается.
Боярин может в любое время оставить одного князя и перейти к другому. Даже если боярину даровали земли, то земельный надел становился его личной собственностью и не влек за собой каких-либо обязательств его перед князем-дарителем. Боярство было заинтересовано в дальнейшем процессе политической раздробленности Киевской Руси, оно вмешивалось в межкняжеские отношения, ссоря князей и даже физически уничтожая их: " . 1085 г. Ярополк же хотел идти на Всеволода, послушав злых советников . 1086 г. был Ярополк пронзен . Нерадцем . наученным . злыми людьми . 1096 г. Олег не захотел идти к братьям своим Святополку и Владимиру мириться, послушав злых советников". [31, с. 149, 164, 165] К середине XII века каждая область Киевской державы превращается в гнездо боярских вотчин. Судьба Киева перестает интересовать новгородское, черниговское, галицкое и прочее боярство.
Таким образом, именно наличие большого количества вотчин превращало боярство в господствующий класс крупных феодалов-сеньоров, в вассальной зависимости от которых очутились их военные слуги - "послужильцы", заменившие собою прежних воинов-дружинников.
Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV- XVI вв
Во второй половине XV в . в Словакию проникают гуманистические веяния. Их носителями были члены королевского двора, церковные иерархи .
Проникновение в Словакию идей гуманизма, рост городских центров, укрепление роли бюргерства в социальной структуре общества обусловили появление новых элементов в духовной жизни словаков. Заметное возд ...
Правление Ранавалуны I и Радамы
II
После смерти Радамы I на престол вступила его жена Ра-навалуна I (1828—1861). Во время ее правления продолжалась централизация государственной власти. В 1828 г. был принят «Кодекс 48 статей», впервые зафиксировавший в письменной форме нормы традиционного права. Но исполнение кодекса было обязательно только в Имерине; в остальных районах ...
Территория. Возникновение булгарской народности
Волжский Эмират занимала большую территорию. Основные земли лежали в Западном Закамье, т.е. на левобережье Волги к югу от Камы и до реки Шешма на востоке. Здесь находились такие политические и экономические центры государства, как Биляр, Болгар, Су-вар, Джукетау и другие крупные города. Самым густонаселеиным районом являлся бассейн Мало ...