Генезис и эволюция дружины на Руси
Страница 1

Древнейшее значение термина "дружина" - это домочадцы, челядь, затем вообще община, объединение, товарищество.

Зарождение дружины относится к V веку нашей эры. Ибо с этого времени у восточных славян происходит выделение знати из массы свободного населения. На ранней стадии своего развития дружина выступала в качестве домочадцев, челяди у знатных людей.

С конца V по начало VI века, в связи с внешней угрозой и внутренними распрями, знать, для своей защиты и обогащения, начинает формировать из своей челяди вооруженные отряды, т.е. дружинники приобретают статус военных слуг, что возвеличивает их над простыми смердами, но они все остаются полностью зависимыми от своего хозяина.

Рассвет дружин приходит на время VI-IX веков, время военной демократии, когда происходит структурирование членов дружины на определенные звания, по степени их военного мастерства. В связи с этим возникает два звена в дружине: 1. старшая дружина; 2. младшая дружина.

С появлением протогосударства в конце Х века формируются четкие функции каждой из звеньев дружины.

В состав старшей дружины входили бояре и "княжьи мужи".

В Киевской Руси "вторыми" лицами, после князей, были бояре, с которыми князья делили труды управления государством. Истоками боярства была восточнославянская племенная знать: "легендарный" князь Вадим, выступивший против Рюрика; Гостомысл, проявивший инициативу для приглашения" варягов-конунгов - Рюрика, Синеуса и Трувора; дреговичский Тур, возглавивший выступление дреговичей против Киева.

Для общения князей с боярами существовал "боярский совет". Он был лишь делом практической необходимости, обычая и удобства, он отнюдь не был обязательным. Не существовало и обязательного состава "боярского совета" и какой-либо формальной его компетенции. Однако, в функционировании "боярского совета" можно различить внутренний круг и более широкое собрание. В деятельности внутреннего круга принимали участие только наиболее приближенные бояре к князю. Этот внутренний совет включал в себя от 3 до 5 бояр. Широкое собрание собирало большее число членов (как бояр, так и профессиональных воевод из "княжьих мужей" (тысяцких)).

К концу Х века боярство было заинтересовано в консолидации около князя для укрепления своего материального благосостояния и социально-политического влияния, которые были подорваны междоусобными войнами князей Святославичей - Владимира и Ярополка. Общественное влияние бояр утверждается также существованием у них дружин, состоявших из воинов и слуг-отроков.

К середине XI века растет экономическое могущество бояр, сопровождаемое значительными денежными накоплениями. По мере усиления процесса политической раздробленности служба при киевском князе уже не обещала больших прибылей, а отсюда начинается процесс "оседания" боярства на землю. Владения бояр основываются на вотчинном праве, т.е. на праве полной наследственной собственности. У боярина не было обязанности служить князю, а к концу XI века эта тенденция еще более усиливается.

Боярин может в любое время оставить одного князя и перейти к другому. Даже если боярину даровали земли, то земельный надел становился его личной собственностью и не влек за собой каких-либо обязательств его перед князем-дарителем. Боярство было заинтересовано в дальнейшем процессе политической раздробленности Киевской Руси, оно вмешивалось в межкняжеские отношения, ссоря князей и даже физически уничтожая их: " . 1085 г. Ярополк же хотел идти на Всеволода, послушав злых советников . 1086 г. был Ярополк пронзен . Нерадцем . наученным . злыми людьми . 1096 г. Олег не захотел идти к братьям своим Святополку и Владимиру мириться, послушав злых советников". [31, с. 149, 164, 165] К середине XII века каждая область Киевской державы превращается в гнездо боярских вотчин. Судьба Киева перестает интересовать новгородское, черниговское, галицкое и прочее боярство.

Таким образом, именно наличие большого количества вотчин превращало боярство в господствующий класс крупных феодалов-сеньоров, в вассальной зависимости от которых очутились их военные слуги - "послужильцы", заменившие собою прежних воинов-дружинников.

Страницы: 1 2 3

Мир в зеркале мифов
Человек, шагнувший в эпоху цивилизации, тем не менее, продолжал, как и в первобытные времена, чувствовать себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его — от земли, кровь — от воды, кости — от камней, дыхание — от ветра, а глаза — от со ...

Межэтнические конфликты в Центральной Азии
Обострение в 2007 году межэтнических отношений в странах Центральной Азии и, прежде всего, в самой крупной из них – Казахстане (см. рис. 5) – заставляет вспомнить события более чем пятнадцатилетней давности, когда прокатившаяся по азиатским республикам бывшего СССР на рубеже 1980-х – 1990-х гг. волна межэтнических конфликтов ускорила пр ...

Материально-духовная культура предков современных белорусов
Определенные сведения о материальной культуре в эпоху мезолита и неолита, в бронзовом и железном веке уже приводились. К этому следует добавить, что в целом археологические культуры железного века были достаточно развитыми. Люди освоили обработку железа, причем изделия из него были довольно разнообразными: топоры, ножи, серпы, оружие, у ...