Генезис и эволюция православной церкви на Руси

Учебные материалы » Эволюция политической системы Киевской Руси » Генезис и эволюция православной церкви на Руси

Важнейшей составной частью политической системы Киевской Руси была православная церковь.

Православная церковь начала осуществлять свою детальность после крещения Руси в 988 г.: “приказал рубить церкви Владимир и ставить их… как в Киеве, так и по другим городам и селам, и определять в них попов”. [31, с. 87] С 1037 г. православная церковь была организована как митрополия Константинопольского патриарха.

Главой православной церкви в Киевской Руси был митрополит Киевский. Как правило, он был греком, которого назначал Константинопольский патриарх. Исключение составил “русский”, по происхождению, митрополит Илларион, поставленный, при поддержке князя Ярослава I, на церковном Соборе без утверждения со стороны Константинопольского патриарха в 1051 году. В наиболее важные области протогосударства митрополитом поставлялись епископы. Фактически же Киевский князь, а позднее и князь каждой из земель, где располагалась резиденция епископа, оказывал значительное влияние на назначение епископа. Деятельность церкви регламентировалась “Кормчей книгой” (перевод греческого “Номоканона” с добавлением некоторых законодательных актов византийских императоров), “уставами” “русских” князей, где определялись ее права, привилегии, доходы и юрисдикция. Церковь на Руси с момента своей организации начинает владеть недвижимым имуществом: “Владимир после крещения Руси пригласил из Греции митрополита. Митрополит поставлялся для Киева, … но первому митрополиту был дан город Переяславль на Днепре, Владимир дал митрополиту этот город, чтобы сделать его своего рода князем”. (Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1949. – С. 139, 140). Для получения доходов церковь имела право на установленный церковный налог – десятину: “996 г. Владимир дал церкви … десятую часть богатств своих и своих городов”. [31, с. 92]

“Русское” духовенство может быть разделено на две группы: “черное духовенство” (монахи) и “белое духовенство” (священники и дьяконы). Существовали на Руси люди, которые либо служили церкви тем или иным образом, либо нуждались в ее поддержке.

Первая категория среди этих “церковных людей” охватывает тех, кто каким-либо образом участвует в церковном богослужении, но не принадлежит к духовенству: таковы церковные певцы, человек, ответственный за тушение свечей после службы (свечегас), женщина, выпекающая просвиры (просвиница). Вторая категория “церковных людей” состоит из тех, кто связан с благотворительными институтами, поддерживаемыми церковью, подобных врачу (лечец) и его помощникам. Третья категория состоит из калек, юродивых, убогих, нуждающихся в поддержке церкви. Четвертая категория – изгои.

В отношении всех христиан церковь на основе уставов Владимира I и Ярослава I имела право суда по следующим делам: 1. дела только греховные, без элемента преступности, судились исключительно церковной властью, разбирались святительским, т.е. епископским судом без участия судьи княжеского, по церковным законам (волхование, чародеяние); 2. дела греховно-преступные, в которых греховный элемент нарушение церковного правила, соединяется с насилием, с физическим или нравственным вредом для другого, либо с нарушением общественного порядка, - такие дела как нарушающие и государственный закон разбирались княжеским судьей с участием судьи церковного (дела об умычке (краже) девиц, об оскорблении женской чести словом или делом); 3. дела “духовные”, сословные, касающиеся лиц духовного ведомства, были обыкновенные противозаконные деяния, совершенные церковными людьми, как духовными, так и мирянами. Судили за тяжкие преступления, совершенные церковными людьми церковный судья с участием княжеского, с которым и делился денежными пенями.

Православная церковь своей деятельностью способствовала распространению византийского права на Руси, т.к. была заинтересована в защите собственных прав на дарованные ей земли. Она внесла некоторые феодальные элементы в “русскую” социальную организацию, возражая против открытого рабства и поддерживая новую социальную группу – изгоев, чье положение имело некоторое сходство с крепостными.

Велика была роль церкви и в собственно политических делах.

Митрополит и епископы участвовали в нормотворчестве, в дипломатических миссиях по вопросам заключения мирных договоров с иностранными государствами и династических браков. Митрополит и епископы выступали в качестве “миротворческой силы” как во взаимоотношениях князей и населения Киевской Руси, так и способствовали установлению мира в межкняжеских раздорах. Участвовали митрополит и епископы и в приглашениях князей на Киевский “стол”: “Владимир сел в Киеве… Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой”. [31, с. 217]

Подводя итог деятельности православной церкви, можно предположить, что церковь внесла в политическую систему Киевской Руси яркие черты: интеграция земель в единое протогосударство; церковное просвещение; отмена рабства; вертикальная структура общества; защита социальной группы – изгойства, которое стало предшественницей крепостных; расширение и защита церковного землевладения.

Политическое противоречие в московской жизни XVI века
Обратимся теперь к характеристике тех основных явлений московской государственной и общественной жизни, которыми определилось содержание труднейшего кризиса, пережитого Московским государством на рубеже XVI и XVII столетий. В основании московского государственного и общественного порядка заложены были два внутренних противоречия, котор ...

Правление Ранавалуны I и Радамы II
После смерти Радамы I на престол вступила его жена Ра-навалуна I (1828—1861). Во время ее правления продолжалась централизация государственной власти. В 1828 г. был принят «Кодекс 48 статей», впервые зафиксировавший в письменной форме нормы традиционного права. Но исполнение кодекса было обязательно только в Имерине; в остальных районах ...

Связи древнерусского государства с Западной Европой
С VIII века завязываются особенно энергичные сношения с арабами, точнее с теми народами Востока, которые вошли в состав Арабского Калифата. Этот "арабский" период торговли продолжался приблизительно до X в. В IX веке параллельно с "арабской" торговлей заметно оживляется торговля Руси с Византией сначала с Корсунем, п ...