Особенности экономического развития. Роль государства в создании современной промышленности. Возникновение концернов

Учебные материалы » Япония во второй половине XIX - начале XX века » Особенности экономического развития. Роль государства в создании современной промышленности. Возникновение концернов

Сохранение в стране феодальных пережитков, узкая сырьевая база затрудняли создание крупной современной промышленности. С 1868 по 1885 гг. в Японии частным капиталом было создано около 1300 предприятий, занимавшихся в основном переработкой сельскохозяйственного сырья. В этих условиях значительные расходы по созданию крупных промышленных предприятий взяло на себя государство,

пополнявшее казну за счет постоянного увеличения различных налогов на крестьянство.

Построенные на государственные средства, так называемые образцовые предприятия, затем за крайне низкую цену передавались частным компаниям, в первую очередь таким как «Мицуи», «Мицубиси», «Ясуда», «Фурукава». В руках государства оставались главным образом предприятия военной промышленности. В Японии возникают такие крупные монополистические объединения как Японская бумажная компания (1880), Японская текстильная компания (1882), Японская пароходная компания (1885) и другие.

Стремясь догнать развитые страны Запада, правительство начало строить за счет государства промышленные предприятия, железные дороги, морские суда, телеграфные линии, одновременно предоставляя частным предпринимателям щедрые субсидии, займы, налоговые льготы. В стране укреплялись экономические и политические связи между буржуазией и монархическим аппаратом.

Важной опорой нового режима становились и помещики, концентрировавшие в своих руках земли разорявшегося крестьянства. Значительная роль в экономике Японии принадлежала мелким предприятиям.

Эпоха Мейдзи. Гражданская война и ликвидация сёгуната
В конце 60-х годов XIX века в Японии произошли события, круто изменившие ход исторического развития этой страны. В официальной японской историографии они получили наименование «Мейдзиисин», что переводится как реставрация монархии. Реставрация императорской власти как реальной и низложение сёгуната - это своего рода ключевые события в ...

Строительство новых железных дорог
В 1876-1892 гг., несмотря на спад темпов транспортного строительства, осуществлялось сооружение новых железных дорог с целью освоения Донецкого и Криворожского горных бассейнов, создания выходов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. Как и прежде, должное внимание обращалось на создание условий для смешанных железнодорожно-водных перевозок. ...

Внешняя политика России во второй половине XVIII в
Задачи внешней политики. Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII в., была борьба за выход к южным морям — Черному и Азовскому. С третьей четверти XVIII в. во внешнеполитической деятельности России значительное место занял вопрос об освобождении от иноземного господства земель Украины и Белорус ...