Особенности экономического развития. Роль государства в создании современной промышленности. Возникновение концернов
Сохранение в стране феодальных пережитков, узкая сырьевая база затрудняли создание крупной современной промышленности. С 1868 по 1885 гг. в Японии частным капиталом было создано около 1300 предприятий, занимавшихся в основном переработкой сельскохозяйственного сырья. В этих условиях значительные расходы по созданию крупных промышленных предприятий взяло на себя государство,
пополнявшее казну за счет постоянного увеличения различных налогов на крестьянство.
Построенные на государственные средства, так называемые образцовые предприятия, затем за крайне низкую цену передавались частным компаниям, в первую очередь таким как «Мицуи», «Мицубиси», «Ясуда», «Фурукава». В руках государства оставались главным образом предприятия военной промышленности. В Японии возникают такие крупные монополистические объединения как Японская бумажная компания (1880), Японская текстильная компания (1882), Японская пароходная компания (1885) и другие.
Стремясь догнать развитые страны Запада, правительство начало строить за счет государства промышленные предприятия, железные дороги, морские суда, телеграфные линии, одновременно предоставляя частным предпринимателям щедрые субсидии, займы, налоговые льготы. В стране укреплялись экономические и политические связи между буржуазией и монархическим аппаратом.
Важной опорой нового режима становились и помещики, концентрировавшие в своих руках земли разорявшегося крестьянства. Значительная роль в экономике Японии принадлежала мелким предприятиям.
Историческое событие
Было время, когда история утверждала себя как наука, обладающая специфическими предметом и процедурой познания, и вопросы об истинности исторических фактов историкам даже не приходили в голову. «В ту пору историки питали ребяческое и благоговейное почтение к «фактам». Они жили наивным и трогательным убеждением, что ученый – это человек, ...
Разгром «правого уклона».
Начиная с 1926 г., наметились признаки изменения «генеральной линии». На словах ещё сохранялась верность нэповским традициям, но на деле проводилась политика, ведущая к их свёртыванию. На протяжении 1926 – 1927 гг. можно отчётливо проследить нарастание элементов централизации и административного нажима по всем направлениям государственн ...
Развитие транспорта
Расширение товарного рынка требовало и развитие транспорта.
Важную роль в экономике края по-прежнему играла Волга, соединявшая Саратовскую губернию с центральными областями государства, морскими портами Каспийского, Азовского, Черного и Балтийского морей. Грузовой объем перевозок по Волге и ее притокам в 40-х годах составлял 70-80 милл ...