Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в
Страница 5

Учебные материалы » История России » Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в

Импорт, в основном, был ориентирован на удовлетворение потребностей дворянства. Ввозили модную одежду, колониальные товары (чай, кофе, пряности) и др. Очень небольшое количество импорта составляли машины, инструменты и другие предметы, необходимые для развития промышленности и сельского хозяйства страны.

Транспорт. Развитие товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, увеличение торговых центров (ярмарок) — все это требовало реорганизации и улучшения транспортной системы. Основными видами транспорта были водный и гужевой, имевшие сезонный характер. Ни тот, ни другой полностью не удовлетворяли хозяйственные потребности страны.

Исторически Москва являлась центром, в котором сходились все дорога. По тому же традиционному принципу позднее создавалась и железнодорожная сеть России.

При отсутствии развитых сухопутных путей сообщения с Западной Европой внешняя торговля осуществлялась, в основном, через балтийские и черноморские порты. Русский торговый флот был немногочисленным, поэтому для торговли с Европой использовались корабли, принадлежавшие иностранным судовладельцам.

Внутренняя система путей сообщения оставалась в первой половине XDC в. малоразвитой и архаичной. Ее усовершенствование было связано, главным образом, с развитием водного транспорта. В 1808-1811 гг. были созданы Марианская и Тихвинская системы каналов, связавшие Балтику с Москвой и волжским торговым путем. На реках России появились первые пароходы. К середине века их стало около 100.

Протяженность дорог, которые правительство пыталось поддерживать в более или менее удовлетворительном состоянии, не соответствовала экономическим (торговым) и военно-стратегическим потребностям отраны. Шоссейных дорог было немного. Они соединяли Петербург с Варшавой, Москву с Петербургом, Ярославлем и Нижним Новгородом.

Для России с ее огромной территорией особое значение имело создание разветвленной железнодорожной сети, начавшееся в конце 30-х годов. В 1837 г. была открыта первая опытно-показательная ветка между Петербургом и Царским Селом. В 1839-1848 гг. построили Варшавско-Венскую железную дорогу, соединившую Россию с Западной Европой. В 1843-1851 гг. еще одна линия была проложена между Петербургом и Москвой. В железнодорожном строительстве первой половины века, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. С этого времени в стране стал зарождаться так называемый государственный капитализм.

В целом в первой половине XIX в. политический строй и социальная система сдерживали развитие производительных сил и модернизацию экономики России. Владение дворянством большей частью земельного фонда страны, денежными средствами и другими формами собственности, сохранение отживших методов хозяйствования были основными причинами экономической отсталости государства. Тем не менее, в России не было в первой половине XIX в. острого экономического кризиса, так как в ее хозяйственной структуре развивался капиталистический уклад. В нем вызревали новые производительные силы и тот способ производства, который стал господствующим во второй половине XIX в.».

Страницы: 1 2 3 4 5 

Русский народный союз имени Михаила Архангела.
Союз имени Михаила Архангела (РНС) – правая организация, созданная «отколовшимися» в начале 1908г. от Союза русского народа. Союз ставил своей задачей защиту православия, самодержавия и отечества от любых врагов. Согласно программе, Союз должен был способствовать «устроению жизни русского народа на основах любви к Родине, возвеличивание ...

Особенности английского абсолютизма
Английский абсолютизм XVI столетия имеет целый ряд особенностей. Этот вариант феодального дворянского государства существовал в то время, когда в Англии в классической форме, раньше, чем в других европейских странах, развернулся процесс первоначального накопления капитала. Корни специфики английского абсолютизма находятся, с одной сторо ...

Крепостное законодательство Екатерины II
При Екатерине не были точно определены границы вотчины юрисдикции. В указе 18 октября 1770 г. было сказано, что помещик мог судить крестьян только за те поступки, которые по закону не сопровождались лишением всех прав состояния; но размер наказаний, каким мог карать за эти преступления землевладелец, не был указан. Пользуясь этим, за ма ...