Столыпинская аграрная реформа

Учебные материалы » История Башкортостана » Столыпинская аграрная реформа

Бурж. реформа крест. надельного землевладения в России. Началась по указу от 9 нояб. 1906, прекращена по пост. Врем. пр-ва 28 июня (11 июля) 1917. Названа по имени пред. Сов. Мин. П.А. Столыпина, инициатора и руководителя реформы. Разрешение выходить из крест. общины на хутора и отруба (закон от 9 нояб. 1906), укрепление Крест. поземельного банка, принудит. землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911) и усиление переселенч. политики были направлены на ликвидацию малоземелья при сохранении помещичьего землевладения, интенсификацию хоз. деят-сти крест-ва на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крест. х-ва, расширение внутр. рынка для сбыта пром. товаров.

Осн. масса крестьян к реформе отнеслась отрицательно. За 1907-15 в европ. ч. России из общины вышло лишь 24% надельных дворов. В Уфим. губ. вышли из общины и закрепили землю в частную собственность 15%, в Оренб. губ. - 30% надельных дворов. За 1907-16 в Уфим. губ. на хутора и отруба выделилось 5,8% надельных дворов, в Оренб. губ. таких вообще не было. Из общины выходили кулаки, стремившиеся путем укрепления наделов занять общинные земли, и крестьяне, решившие продать свои наделы (в 1907-14 в Уфим. губ. продали свои наделы 20,2%, в Оренб. губ. - 11,3% крестьян). Осн. массу таких крестьян составляли бедняки, к-рые уходили на пром. пр-тия или в помещичьи и кулацкие х-ва в качестве наемной рабочей силы. Покупателями земель являлись преим. кулаки. Вследствие особенностей общины башкирской выделениебашкир из общины шло медленнее, чем среди рус. крестьян, мало было отрубщиков и хуторян. В осуществлении С.а.р. важную роль играл Крест. поземельный банк. В 1906-15 Уфим. и Оренб. отделениями Крест. поземельного банка было куплено 464,6 тыс. дес. земли (417,9 тыс. дес. помещичьих и баш. и 46,7 тыс. дес. удельных). Банк помогал помещикам выгодно ликвидировать имения, искусственно взвинчивая цены на частновладельч. земли; баш. земли покупались им в 3-5 раз дешевле. За 1906-15 в Уфим. и Оренб. губ. крестьяне купили 498,5 тыс. дес. частновладельч. земель. При продаже собств. земель, посреднических операциях банк проводил политику насаждения хуторов и отрубов. В 1907-16 гг. 63,9% (80 тыс. дес.) реализованных в Уфим. губ. банковских земель было продано хуторскими и отрубными участками. Осн. покупателями банковской земли были кулаки, к-рым банк выдавал ссуду. С проведением С.а.р. связана 4-я волна переселенческого движения в край. Башкирия являлась не столько р-ном выселения крестьян, сколько объектом колонизации. С.а.р. способствовала усилению соц. расслоения среди крест-ва (в 1912 в Уфим. губ. насчитывалось 32 тыс. безземельных и 42 тыс. бесскотных дворов). В Уфим. губ. за 1905-12 расширились посевные пл. с 1919,5 тыс. до 2821,3 тыс. дес.; в Оренб. губ. за 1905-16 - с 1833,2 тыс. до 2272,1 тыс. дес. Выросло произ-во товарного хлеба, увеличился его вывоз за пределы края. С.а.р. не смогла полностью решить проблему развития капитализма в аграрном секторе.

Присоединение Средней Азии к России
На юго-востоке от России располагались обширные среднеазиатские территории. Они простирались от Тибета на востоке до Каспийского моря на западе, от Центральной Азии (Афганистан, Иран) на юге до южного Урала и Сибири на севере. Население этого региона было невелико (около 5 млн. человек). Народы Средней Азии развивались неодинаково в эк ...

Появление на территории нынешней Беларуси славян. Кривичи, дреговичи, радимичи
Историки и географы периода античности (I тыс. лет до н.э. - 476 г, н.э.) по-разному называют племена, имевшие отношение к той части Ойкумены, где сейчас находится Беларусь. Самый важный источник, в котором говорится о жителях нынешних белорусских земель времен античности, - это четвертая книга Геродотовой «Истории». Никто из авторов эт ...

Гуманистическое направление в культуре Словакии в XV- XVI вв
Во второй половине XV в . в Словакию проникают гуманистические веяния. Их носителями были члены королевского двора, церковные иерархи . Проникновение в Словакию идей гуманизма, рост городских центров, укрепление роли бюргерства в социальной структуре общества обусловили появление новых элементов в духовной жизни словаков. Заметное возд ...