Гафури Мажит [(псевдоним, наст. ф.и.о. Гафуров Габдельмажит Нурганиевич),
Страница 2

Учебные материалы » История Башкортостана » Гафури Мажит [(псевдоним, наст. ф.и.о. Гафуров Габдельмажит Нурганиевич),

ФАХРЕТДИНОВ Риза (Ризаитдин) Фахретдинович (4.1.1859, д.Кичучатово Бугульминского у. Самарской губ., ныне Альметьевского р-на Респ. Татарстан, - 11.4.1936, Уфа), баш. писатель-просветитель, ученый-востоковед, религ. деятель. Учился в сел. медресе. Владел араб., фарси, турецким, русским языками. Писал в осн. на яз. тюрки. В 1887 в Казани опубликована "Книга по морфологии" ("Китабе эттэсриф") - первое произв. Ф., посв. арабскому языку. В 1891 переехал в Уфу, где служил казыем в Оренб. Магометанском духовном собрании (см. Центральное Духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ). В 1906-08 пом. ред. газ. "Вакыт", в 1908-18 ред. ж. "Шура" (Оренбург). В 1922 избран муфтием ЦДУМ Внутр. России и Сибири. Способствовал укреплению связей между мусульманами России и др. стран, выступал против колон. и империалистич. политики Запада. Одновр. продолжил иссл. по истории и культуре народов Урала и Поволжья. Ф. - автор повестей "Салима, или Целомудрие" (1889), "Асма, или Проступок и наказание" (1903), в к-рых выступает сторонником приобщения народа к передовой европ. культуре, поднимает проблему эмансипации женщины. Важнейшее место в наследии Ф. занимает многотомная ист.-биобиблиограф. кн. "Асар" ("Асар"), посв. жизни и т-ву ученых, деятелей культуры и просвещения народов Востока, над к-рой он работал в течение неск. десятилетий. Лит. и науч. т-во Ф., его журналистская и редакторская деят-сть оказали значит. влияние на развитие духовной культуры народов Урало-Поволжья. Его имя было широко известно в Ср. Азии и Казахстане.

Страницы: 1 2 

Государства бассейна Конго
Крупный центр становления государственности существовал и в бассейне реки Конго, а также к югу от него, за пределами зоны тропического экваториального леса. Отдельные общества сложились здесь в крупные государственные образования. Самым ранним, восходившим еще к XIII в., было государство Конго. К юго-востоку от него в XV—XVI вв. сформир ...

Поддерживающая сила древних родовых обычаев. Род – основной фактор социальной взаимопомощи.
Прародители славян – сколоты, венеды, и сами древние славяне жили родовой организацией, родовыми общинами. Основными их занятиями являлись вначале охота, а затем земледелие и скотоводство. Выполнение трудоемких работ было под силу только большому коллективу. Поэтому в жизни славян большое значение приобрела община (мир, вервь). Она явл ...

Первобытное общество на территории Беларуси
Отправной ступенью в поступательном социально-экономическом развитии человеческого общества, как это принято считать, является первобытно-общинный строй. В нем обычно выделяют три основных этапа: первобытное человеческое стадо, формирование и расцвет родового общества (материнский род) и его разложение на отличающиеся друг от друга соци ...