Гафури Мажит [(псевдоним, наст. ф.и.о. Гафуров Габдельмажит Нурганиевич),
Страница 1

Учебные материалы » История Башкортостана » Гафури Мажит [(псевдоним, наст. ф.и.о. Гафуров Габдельмажит Нурганиевич),

20.7.1880, д. Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Гафурийского р-на РБ, - 28.10.1934, Уфа, похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А.Матросова], классик башкирской и татарской литератур. Народный поэт БАССР (1923). Учился в медресе Зайнуллы-ишана в г.Троицке (1898), "Мухаммадия" в Казани (1904), медресе "Галия" в Уфе (1906). Работал в редакциях газет "Кызыл Башкортостан" (см."Башкортостан"), "Коммуна" (см. "Кызыл тан") и др. Первое стихотворение "Шакирдам ишана" ("Ишан шэкерттэренэ") написал в 1902. В 1904 в Казани был опубликован рассказ "Жизнь в бедности" ("Фэkирлектэ уткэн тереклек"), в Оренбурге выходит 1-я книга стихов "Сибирская железная дорога, или Положение нации" ("Себер тимер юлы йэки эхуэле миллэт"). В стихотворении "Наши дни" ("Беззен кэндэр", 1907), "Две птицы" ("Ике kош", 1906), "Богач" ("Бай", 1907), "Я и мой народ" ("Узем hэм халkым", 1912), "Я там, где стонут бедняки" ("Мин kайза", 1912) поэт отстаивает идеи свободы, призывает народ к борьбе за переустройство жизни. В послеоктябрьской поэзии Гафури главным героем становится человек труда (поэма "Рабочий" - "Эшсе", 1921, стих. "Дай мне руку, товарищ" - "Бир kулынды", 1920 и др.). Гафури известен как прозаик и драматург (повести "Черноликие" - "Кара йэззэр", 1926, "На золотых приисках поэта" - "Шагирзын алтын приискыhында", 1930, драма "Красная звезда" - "Кызыл йондоз", 1925). Творческая и общественная деятельность Гафури сыграла большую роль в развитии башкирской литературы 20-30-х гг. Имя М.Гафури присвоено одному из районов республики, Башкирскому академическому театру драмы. В г.Уфе открыт Дом-музей М.Гафури (1948).

БАБИЧ Шайхзада Мухаметзакирович (2.1.1895, с.Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского р-на РБ - 28.3.1919, с.Зилаир Зилаирского кантона БАССР, ныне одноименного р-на РБ), башкирский поэт, классик национальной поэзии. Родился в семье муллы. Начальное образование получил в медресе. В 1910 учительствовал в Казахстане. В 1911-16 - шакирд медресе "Галия", в 1917 - учитель в г.Троицке, затем сотрудник сатирического журнала "Kармаk" ("Удочка") в Оренбурге. С осени 1917 участник башкирского национально-освободительного движения, секретарь Башкирского областного (центрального) шуро (совета), редактор газеты "Башkорт", инициатор создания и руководитель молодежной организации башкир "Тулkын" ("Волна"). В 1918-19 военный корреспондент в башкирских войсках. 25 февр. 1919 назначается на работу в отдел печати Башревкома. 28 марта 1919 в с.Зилаир по произволу командиров Кр. Армии был зверски убит. Писать стихи начал с ранних юношеских лет. Сохранился рукописный сборник (1912), который открывается стихами "О, книга!" ("Эй, китап!") и "Несчастен я" ("Бэхетhезмен"). Первые публикации появились в ж. "Шура" (1913). Пришел в литературу вдохновленный идеями просветительства. Стихотворение "Ради народа" ("Халkым эсэн", 1914) - программное произведение поэта. Духовные и творческие искания Бабича были тесно связаны с ростом самосознания башкирского народа. В стихотворении "Жду" ("Кэтэм", 1916), написанном на башкирском языке, выражены любовь к своему народу и вера в его будущее. Бабич-поэт обладал большим даром импровизации, он завоевал огромную популярность и как блестящий сатирик и юморист. Своеобразной сатирической энциклопедией башкирской и татарской жизни начала века стали некоторые его стихи, баллада "Клоп" ("Kандала"), поэма "Газазил" ("Fазазил"); цикл эпиграмм "Китабеннас" стал заметным явлением в литературе того времени. В 1918 в Оренбурге увидело свет единственное прижизненное издание Бабича- небольшая книга стихов "Синие песни. Молодой Башкортостан" ("Зэнгэр йырзар. Йэш Башkортостан"), в которой нашли отражение революционные события в крае. В своих поэтических обращениях к народу поэт развивал традиции сэсэнов, оттачивал форму кубаира. Его знаменитое "Послание башкирскому народу" ("Башkорт халkына кэйлэ хитап", 1919) было напечатано в виде листовки и сыграло огромную роль для понимания особенностей баш. нац. движения. Самобытное творчествово Бабича оказало большое влияние на дальнейшее развитие башкирской литературы.

Страницы: 1 2

Утопический социализм в русском варианте его влияния на российское общество (Герцен, Чернышевский, "Земля и воля" в 60-е г.г. XIX в.)
Социальная структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляла передовая русская социально-политическая мысль того времени, в лице А.И. Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), К.А. Добролюбова (1836-1861), учение которых ближе всего стояло ...

Российское государство в XVI в.. Иван Грозный
Образовавшееся в конце XV — начале XVI в. Российское государство развивалось как часть общемировой цивилизации. Однако следует учитывать своеобразие условий, в которых происходило это развитие. Территория России лежала в полосе резко континентального климата с коротким сельскохозяйственным летом. Плодородные черноземы Дикого поля (к юг ...

Происхождение этнонима «белорусы»
В конце I тыс. н.э. начали складываться условия образования восточно-славянской, или древнерусской, народности. Постоянное укрепление политических и экономических связей между славянскими племенными объединениями и союзами, проживавшими на территории Западной, Северо-Восточной и Южной Руси, вело к постепенному сглаживанию ряда отличий и ...