Гафури Мажит [(псевдоним, наст. ф.и.о. Гафуров Габдельмажит Нурганиевич),
Страница 1

Учебные материалы » История Башкортостана » Гафури Мажит [(псевдоним, наст. ф.и.о. Гафуров Габдельмажит Нурганиевич),

20.7.1880, д. Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Гафурийского р-на РБ, - 28.10.1934, Уфа, похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А.Матросова], классик башкирской и татарской литератур. Народный поэт БАССР (1923). Учился в медресе Зайнуллы-ишана в г.Троицке (1898), "Мухаммадия" в Казани (1904), медресе "Галия" в Уфе (1906). Работал в редакциях газет "Кызыл Башкортостан" (см."Башкортостан"), "Коммуна" (см. "Кызыл тан") и др. Первое стихотворение "Шакирдам ишана" ("Ишан шэкерттэренэ") написал в 1902. В 1904 в Казани был опубликован рассказ "Жизнь в бедности" ("Фэkирлектэ уткэн тереклек"), в Оренбурге выходит 1-я книга стихов "Сибирская железная дорога, или Положение нации" ("Себер тимер юлы йэки эхуэле миллэт"). В стихотворении "Наши дни" ("Беззен кэндэр", 1907), "Две птицы" ("Ике kош", 1906), "Богач" ("Бай", 1907), "Я и мой народ" ("Узем hэм халkым", 1912), "Я там, где стонут бедняки" ("Мин kайза", 1912) поэт отстаивает идеи свободы, призывает народ к борьбе за переустройство жизни. В послеоктябрьской поэзии Гафури главным героем становится человек труда (поэма "Рабочий" - "Эшсе", 1921, стих. "Дай мне руку, товарищ" - "Бир kулынды", 1920 и др.). Гафури известен как прозаик и драматург (повести "Черноликие" - "Кара йэззэр", 1926, "На золотых приисках поэта" - "Шагирзын алтын приискыhында", 1930, драма "Красная звезда" - "Кызыл йондоз", 1925). Творческая и общественная деятельность Гафури сыграла большую роль в развитии башкирской литературы 20-30-х гг. Имя М.Гафури присвоено одному из районов республики, Башкирскому академическому театру драмы. В г.Уфе открыт Дом-музей М.Гафури (1948).

БАБИЧ Шайхзада Мухаметзакирович (2.1.1895, с.Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского р-на РБ - 28.3.1919, с.Зилаир Зилаирского кантона БАССР, ныне одноименного р-на РБ), башкирский поэт, классик национальной поэзии. Родился в семье муллы. Начальное образование получил в медресе. В 1910 учительствовал в Казахстане. В 1911-16 - шакирд медресе "Галия", в 1917 - учитель в г.Троицке, затем сотрудник сатирического журнала "Kармаk" ("Удочка") в Оренбурге. С осени 1917 участник башкирского национально-освободительного движения, секретарь Башкирского областного (центрального) шуро (совета), редактор газеты "Башkорт", инициатор создания и руководитель молодежной организации башкир "Тулkын" ("Волна"). В 1918-19 военный корреспондент в башкирских войсках. 25 февр. 1919 назначается на работу в отдел печати Башревкома. 28 марта 1919 в с.Зилаир по произволу командиров Кр. Армии был зверски убит. Писать стихи начал с ранних юношеских лет. Сохранился рукописный сборник (1912), который открывается стихами "О, книга!" ("Эй, китап!") и "Несчастен я" ("Бэхетhезмен"). Первые публикации появились в ж. "Шура" (1913). Пришел в литературу вдохновленный идеями просветительства. Стихотворение "Ради народа" ("Халkым эсэн", 1914) - программное произведение поэта. Духовные и творческие искания Бабича были тесно связаны с ростом самосознания башкирского народа. В стихотворении "Жду" ("Кэтэм", 1916), написанном на башкирском языке, выражены любовь к своему народу и вера в его будущее. Бабич-поэт обладал большим даром импровизации, он завоевал огромную популярность и как блестящий сатирик и юморист. Своеобразной сатирической энциклопедией башкирской и татарской жизни начала века стали некоторые его стихи, баллада "Клоп" ("Kандала"), поэма "Газазил" ("Fазазил"); цикл эпиграмм "Китабеннас" стал заметным явлением в литературе того времени. В 1918 в Оренбурге увидело свет единственное прижизненное издание Бабича- небольшая книга стихов "Синие песни. Молодой Башкортостан" ("Зэнгэр йырзар. Йэш Башkортостан"), в которой нашли отражение революционные события в крае. В своих поэтических обращениях к народу поэт развивал традиции сэсэнов, оттачивал форму кубаира. Его знаменитое "Послание башкирскому народу" ("Башkорт халkына кэйлэ хитап", 1919) было напечатано в виде листовки и сыграло огромную роль для понимания особенностей баш. нац. движения. Самобытное творчествово Бабича оказало большое влияние на дальнейшее развитие башкирской литературы.

Страницы: 1 2

Казни и опалы
Подданные приняли условия царя, и началась кровавая эпоха. По стране разъезжали в черных одеяниях слуги царя – опричники со своими страшными эмблемами у луки седла – собачьей головой и метлой, что должно было означать то, что они будут выгрызать и выметать измену из Московской Руси. Опричники хватали людей без каких-либо на то серьезных ...

Дедушка и его дружная семья
Мой дедушка ДРЮКОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ родился 15 апреля 1937 года, в Слободе Маньково-Калитвенское Чертковского района. Его семья состояла из пяти человек. Два брата, которые были чуть старше, помогали матери справляться плаксой Алёшкой. Их семья отличалась от всех семей по улице. Она была пронизана светом и любовью. Никогда из уст отца ...

Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта.
Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4-го тысячелетия до н.э. Он относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, долгим периодом существования. Древний Египет развивался ...