Гафури Мажит [(псевдоним, наст. ф.и.о. Гафуров Габдельмажит Нурганиевич),
Страница 1

Учебные материалы » История Башкортостана » Гафури Мажит [(псевдоним, наст. ф.и.о. Гафуров Габдельмажит Нурганиевич),

20.7.1880, д. Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне Гафурийского р-на РБ, - 28.10.1934, Уфа, похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А.Матросова], классик башкирской и татарской литератур. Народный поэт БАССР (1923). Учился в медресе Зайнуллы-ишана в г.Троицке (1898), "Мухаммадия" в Казани (1904), медресе "Галия" в Уфе (1906). Работал в редакциях газет "Кызыл Башкортостан" (см."Башкортостан"), "Коммуна" (см. "Кызыл тан") и др. Первое стихотворение "Шакирдам ишана" ("Ишан шэкерттэренэ") написал в 1902. В 1904 в Казани был опубликован рассказ "Жизнь в бедности" ("Фэkирлектэ уткэн тереклек"), в Оренбурге выходит 1-я книга стихов "Сибирская железная дорога, или Положение нации" ("Себер тимер юлы йэки эхуэле миллэт"). В стихотворении "Наши дни" ("Беззен кэндэр", 1907), "Две птицы" ("Ике kош", 1906), "Богач" ("Бай", 1907), "Я и мой народ" ("Узем hэм халkым", 1912), "Я там, где стонут бедняки" ("Мин kайза", 1912) поэт отстаивает идеи свободы, призывает народ к борьбе за переустройство жизни. В послеоктябрьской поэзии Гафури главным героем становится человек труда (поэма "Рабочий" - "Эшсе", 1921, стих. "Дай мне руку, товарищ" - "Бир kулынды", 1920 и др.). Гафури известен как прозаик и драматург (повести "Черноликие" - "Кара йэззэр", 1926, "На золотых приисках поэта" - "Шагирзын алтын приискыhында", 1930, драма "Красная звезда" - "Кызыл йондоз", 1925). Творческая и общественная деятельность Гафури сыграла большую роль в развитии башкирской литературы 20-30-х гг. Имя М.Гафури присвоено одному из районов республики, Башкирскому академическому театру драмы. В г.Уфе открыт Дом-музей М.Гафури (1948).

БАБИЧ Шайхзада Мухаметзакирович (2.1.1895, с.Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского р-на РБ - 28.3.1919, с.Зилаир Зилаирского кантона БАССР, ныне одноименного р-на РБ), башкирский поэт, классик национальной поэзии. Родился в семье муллы. Начальное образование получил в медресе. В 1910 учительствовал в Казахстане. В 1911-16 - шакирд медресе "Галия", в 1917 - учитель в г.Троицке, затем сотрудник сатирического журнала "Kармаk" ("Удочка") в Оренбурге. С осени 1917 участник башкирского национально-освободительного движения, секретарь Башкирского областного (центрального) шуро (совета), редактор газеты "Башkорт", инициатор создания и руководитель молодежной организации башкир "Тулkын" ("Волна"). В 1918-19 военный корреспондент в башкирских войсках. 25 февр. 1919 назначается на работу в отдел печати Башревкома. 28 марта 1919 в с.Зилаир по произволу командиров Кр. Армии был зверски убит. Писать стихи начал с ранних юношеских лет. Сохранился рукописный сборник (1912), который открывается стихами "О, книга!" ("Эй, китап!") и "Несчастен я" ("Бэхетhезмен"). Первые публикации появились в ж. "Шура" (1913). Пришел в литературу вдохновленный идеями просветительства. Стихотворение "Ради народа" ("Халkым эсэн", 1914) - программное произведение поэта. Духовные и творческие искания Бабича были тесно связаны с ростом самосознания башкирского народа. В стихотворении "Жду" ("Кэтэм", 1916), написанном на башкирском языке, выражены любовь к своему народу и вера в его будущее. Бабич-поэт обладал большим даром импровизации, он завоевал огромную популярность и как блестящий сатирик и юморист. Своеобразной сатирической энциклопедией башкирской и татарской жизни начала века стали некоторые его стихи, баллада "Клоп" ("Kандала"), поэма "Газазил" ("Fазазил"); цикл эпиграмм "Китабеннас" стал заметным явлением в литературе того времени. В 1918 в Оренбурге увидело свет единственное прижизненное издание Бабича- небольшая книга стихов "Синие песни. Молодой Башкортостан" ("Зэнгэр йырзар. Йэш Башkортостан"), в которой нашли отражение революционные события в крае. В своих поэтических обращениях к народу поэт развивал традиции сэсэнов, оттачивал форму кубаира. Его знаменитое "Послание башкирскому народу" ("Башkорт халkына кэйлэ хитап", 1919) было напечатано в виде листовки и сыграло огромную роль для понимания особенностей баш. нац. движения. Самобытное творчествово Бабича оказало большое влияние на дальнейшее развитие башкирской литературы.

Страницы: 1 2

Радикальный лагерь – большевики
Большевистская партия вышла из подполья сразу же после свержения царского самодержавия. Это была единственная в стране политическая партия, обладавшая четкой организацией, ясной программой, проверенными в революционных боях кадрами и надежными связями с широкими народными массами. Она сразу же поддержала созданные народным творчеством С ...

Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка
Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся Пленум Центрального Комитета (ЦК) Коммунистической партии Казахстана (КПК). На повестке дня стоял организационный вопрос - выборы первого секретаря ЦК КПК. Первым секретарем ЦК КПК, вместо отправленного на пенсию Д. Кунаева, был ед ...

Начало военных действий
На рассвете 24 (12 по старому стилю) июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. Армия Наполеона, которую сам он называл "Великой армией", насчитывала свыше 600 000 человек и 1420 орудий. Помимо французов в нее входили национальные корпуса европейских стран, ...