Основные распоряжения Государственного Комитета Обороны
Страница 5

Учебные материалы » Государственный Комитет Обороны » Основные распоряжения Государственного Комитета Обороны

Однако, несмотря на предпринимаемые меры, далеко не все оборудование, имущество и продовольствие удалось вывезти на восток страны. Уже 29 июня 1941 г. последовала директива Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б), в которой говорилось, что «все ценное имущество, в том числе цветные металлы, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться». Был разрушен Днепрогэс. Часть оборудования электростанции эвакуировали, а саму станцию взорвали. Хозяйственная группа немцев «Юг» в своем отчете за ноябрь 1941 г. доносила в Берлин о том, что «нет ни одного предприятия, в котором не были бы произведены взрывы или разрушения. Разрушения охватывают не только заводы, но и распространяются на инструменты, мастерские, планы и различную документацию всех видов, которые эвакуированы или уничтожены».

Выполняя директиву правительства, советский народ уничтожал на корню урожай 1941 г., который повсеместно удался. В ряде случаев имела место раздача продовольствия населению и частям Красной Армии. Против последнего решительно возражал Сталин, заявляя, что войска при этом «могут превратиться в банды мародеров».

Срочность мер по уничтожению продовольствия и оборудования диктовалась тем, что наступление вражеских войск осуществлялось стремительными темпами. Так, уже 28 июня был взят Минск, где находилось свыше 330 промышленных предприятий. Эвакуировать их не удалось вследствие перехвата коммуникаций врагом, разрушений, общего пожара и бомбардировок. Учитывая скорость продвижения гитлеровцев, Сталин 10 июля 1941 г. направил секретарю КП(б) Украины Хрущеву записку, в которой от имени Государственного Комитета Обороны обязал последнего в случае отхода советских войск уничтожать технику, скот и другое имущество в.районе «70-верстной полосы от фронта».

Потеря жизненно важных густонаселенных территорий с мощной индустрией и высокопродуктивным сельским хозяйством, которая сопровождалась перебазированием промышленности и транспортных средств на восток страны, привела к тому, что в ноябре 1941 г. уровень среднемесячного производства стал самым низким за все годы войны и составил лишь 51,7% общего объема производства в ноябре 1940 г. В это время полностью прекратился выпуск отдельных видов продукции машиностроения. Остановились все шахты не только Донецкого, но и Подмосковного угольного бассейна. Это был первый период военной экономики СССР, продолжавшийся до июня 1942 г. Военно-промышленный потенциал противника в указанное время оказался значительно выше, чем у Советского Союза.

В феврале 1942 г. за членами Государственного Комитета Обороны были персонально закреплены конкретные направления работ.

Второй период в развитии военной экономики СССР охватывал время с июля 1942 г. по октябрь 1943 г. Это был период решительного перелома, который обеспечил превосходство в вооружении над противником. Падение промышленного производства удалось приостановить лишь в самом конце 1941 г. С марта 1942 г. можно говорить о начале его роста. Однако в целом советское преимущество в соотношении военно-экономических сил и техники обозначилось только к лету 1943 г., неуклонно нарастая после Курской битвы. Все большее внимание уделялось изготовлению новых типов и образцов вооружений: танков, самолетов, артиллерии. С весны 1943 г. советская авиационная промышленность ежемесячно выпускала в среднем 2,5 тыс. боевых самолетов, или 30 тыс. в перерасчете на годовое производство, в то время как германская промышленность произвела в 1943 г. 25,5 тыс. боевых самолетов.

Третий период развития военной экономики– с ноября 1943 г. по май 1945 г. проходил под знаком нарастающего превосходства СССР в масштабах военного производства. Важным моментом, обеспечившим этот рост, стала высокая концентрация оборонной промышленности в восточных районах страны.

По мере освобождения оккупированных территорий Советского Союза началось восстановление ряда отраслей промышленности. 13 апреля 1942 г. Государственный Комитет Обороны утвердил план строительства и воссоздания черной металлургии в центральных и южных районах страны. 21 августа 1943 г. Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) утвердили постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Для выполнения этой задачи был создан специальный Комитет при Совете Народных Комиссаров, в состав которого вошли А.И. Микоян, Н.А. Вознесенский, А.А. Андреев и другие ответственные работники.

29 марта 1944 г. Государственный Комитет Обороны принял развернутое постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и сельского хозяйства Ленинграда в 1944 г.». В Постановлении предусматривалось добиться значительного роста производства в 1944 г. и довести его до 25% довоенного уровня. Для восстановления народного хозяйства освобожденных районов в 1942–1945 гг. правительством было выделено 39,5 млрд рублей, в том числе 14,2 млрд рублей в 1944 г. и 18 млрд рублей в 1945 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Венчание на царство
Борьба бояр и княжат за власть продолжалась. Шуйских сменили Воронцовы и Кубенские, а их – Глинские, родственники великого князя по матери. Распри вельмож-правителей, разгул и притеснения вызвали общее недовольство крестьян, посадских людей, дворян значительной части боярства и духовенства. В декабре 1546 г. москвичи были приятно удивл ...

Административная, военная и аграрная реформы
Правительство императора Муцухито объявило столицей государства Токио и начало интенсивное проведение реформ, которые расчистили дорогу рыночным отношениям. В 1872 году были ликвидированы княжества и вместо прежних четырех учреждены три сословия: высшее дворянство, в состав которого вошли бывшие феодальные князья и придворная аристок ...

Вступление
Из курса отечественной истории известно, что вторая половина XIX века характеризуется развитием капитализма и паровых машин. Как ни банально это звучит, но эти два фактора позволяют резко сузить область рассмотрения транспорта до исключительно железных дорог. Как мы увидим в дальнейшем, решающую роль в развитии железных дорог сыграли пр ...