Введение

История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и в социальной и политической сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».

Первая мировая война и последовавшая за ней гражданская имели для России катастрофические последствия.

Экономическая разруха затронула все хозяйственные отрасли: уровень производства упал до 14% довоенного, были разрушены многие железнодорожные пути, практически не работали почта и связь, продразверстка вела к сокращению крестьянских посевов, крестьянские хозяйства приобретали натуральный характер, жители городов, спасаясь от голода, бежали в деревни.

Из-за изменений социальной структуры и состава населения кризис затронул и социальную сферу. Политическое руководство столкнулось с явлением, которое известно как «деклассирование пролетариата». Росла преступность, широко распространилась детская беспризорность. Упало влияние в обществе российской интеллигенции, что было чревато для решения культурных задач большевиков.

На этом фоне происходила бюрократизация советского аппарата: к 1921 г. численность служащих государственных учреждений по сравнению с довоенным временем увеличилась в 2 раза. Полная национализация и передача средств производства в руки государства повышали роль центральных органов и подчиненных им хозяйственно-распределительных учреждений на местах. Образовывались гигантские трудноуправляемые структуры. Центральные органы ограничивали инициативу на местах и пытались решать все вопросы через непосредственно подчиненные им учреждения или через своих комиссаров. Наблюдалась тенденция к единоначалию, закреплению ответственности за конкретным лицом. Каждый орган управления стремился иметь на местах свои отделы и подотделы. Формально они находились в двойном подчинении: центральных и местных органов, но за первыми был безусловный приоритет. Местным Советам и исполкомам запрещалось вмешиваться в их деятельность, ограничиваясь лишь общим надзором. Такая система управления очень быстро стала обнаруживать свою неэффективность.

Централизация и бюрократизация привели к кризису и самой основы новой власти — советской представительной системы. Реальная власть все больше "уплывала" из рук представительных органов в сторону аппаратных структур. Работа съездов, сессий Советов подменялась деятельностью исполкомов или неконституционных органов — ревкомов, различного рода "революционных" троек, пятерок, трибуналов и пр. Выборы в Советы проводились не всегда и не везде, а избирательная активность населения резко упала.

События лета 1920 г. - весны 1921 г. (крестьянская война под руководством А.С.Антонова и Кронштадтское восстание) продемонстрировали острую необходимость смены внутренней политики и принятия действенных мер по выходу из кризиса.

Краткая биография
Амвгуст Юмльевич Давимдов (1823—1885/1886) — российский математик и механик, заслуженный профессор Императорского Московского университета; автор трудов по дифференциальным уравнениям с частными производными, определённым интегралам и применению теории вероятностей к статистике; президент Московского математического общества (1866—1885/ ...

Российско-китайские отношения после распада СССР. Экономическое сотрудничество.
После распада Советского Союза в середине декабря 1992 г. Пекин посетил Б.Н. Ельцин. Было подписано 24 документа, касавшихся политических и экономических отношений, а также опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и Российской Федерацией. Еще один пакет документов был подписан во время визита Председателя КНР Ц ...

Стратегия и тактика Тимура
рис. 1 порядок постройки войск. Если неприятель имел более 12, но менее 40 тыс. чел., то Тимур посылал против него не менее 40.000 армию, начальство вверял одному из своих сыновей, которому придавал двух опытных эмиров и других военачальников. Боевой порядок для этих войск был следующий: войска разделялись на 14 частей; из них одна, ...