Введение
История советского общества 1920-х годов знаменательна большими переменами не только в хозяйственной, но и в социальной и политической сферах. В этот период в общественной жизни находила отражение борьба различных тенденций. Одни из них обусловливали объективные обстоятельства, в которых оказалась Советская республика, другие следовали из логики революционных преобразований, третьи были унаследованы из сложных перипетий эпохи «военного коммунизма». Если принять во внимание эту взаимосвязь, то можно получить более полное и многомерное представление о том, что произошло в стране в конце 1920-х гг. и что вслед за традицией, шедшей от Сталина, было названо «великим переломом».
Первая мировая война и последовавшая за ней гражданская имели для России катастрофические последствия.
Экономическая разруха затронула все хозяйственные отрасли: уровень производства упал до 14% довоенного, были разрушены многие железнодорожные пути, практически не работали почта и связь, продразверстка вела к сокращению крестьянских посевов, крестьянские хозяйства приобретали натуральный характер, жители городов, спасаясь от голода, бежали в деревни.
Из-за изменений социальной структуры и состава населения кризис затронул и социальную сферу. Политическое руководство столкнулось с явлением, которое известно как «деклассирование пролетариата». Росла преступность, широко распространилась детская беспризорность. Упало влияние в обществе российской интеллигенции, что было чревато для решения культурных задач большевиков.
На этом фоне происходила бюрократизация советского аппарата: к 1921 г. численность служащих государственных учреждений по сравнению с довоенным временем увеличилась в 2 раза. Полная национализация и передача средств производства в руки государства повышали роль центральных органов и подчиненных им хозяйственно-распределительных учреждений на местах. Образовывались гигантские трудноуправляемые структуры. Центральные органы ограничивали инициативу на местах и пытались решать все вопросы через непосредственно подчиненные им учреждения или через своих комиссаров. Наблюдалась тенденция к единоначалию, закреплению ответственности за конкретным лицом. Каждый орган управления стремился иметь на местах свои отделы и подотделы. Формально они находились в двойном подчинении: центральных и местных органов, но за первыми был безусловный приоритет. Местным Советам и исполкомам запрещалось вмешиваться в их деятельность, ограничиваясь лишь общим надзором. Такая система управления очень быстро стала обнаруживать свою неэффективность.
Централизация и бюрократизация привели к кризису и самой основы новой власти — советской представительной системы. Реальная власть все больше "уплывала" из рук представительных органов в сторону аппаратных структур. Работа съездов, сессий Советов подменялась деятельностью исполкомов или неконституционных органов — ревкомов, различного рода "революционных" троек, пятерок, трибуналов и пр. Выборы в Советы проводились не всегда и не везде, а избирательная активность населения резко упала.
События лета 1920 г. - весны 1921 г. (крестьянская война под руководством А.С.Антонова и Кронштадтское восстание) продемонстрировали острую необходимость смены внутренней политики и принятия действенных мер по выходу из кризиса.
Развитие ремесел
Именно в иньское время ремесло получило дальнейшее развитие. О том свидетельствуют, прежде всего, раскопки иньской столицы, от которой сохранились остатки жилых построек и дворца. Сооружения строились из дерева, только фундамент был из камня. При раскопках дворца были обнаружены различные мастерские иньских ремесленников. Там, где когда ...
Государственно-политический строй России
Государственно-политический строй России – монархия, единое централизованное государство. Но в нем еще сохранялись остатки удельных времен. Свои самостоятельные княжества при малолетстве Ивана IV имели его дядья, братья отца: Юрий Иванович (земли в Дмитровском, Рузском, Кашинском и прочих уездах) и Андрей Иванович (Старица и Верея). Тат ...
Софья
Софья Фредерика Августа родилась 21 августа 1729 года в Штеттине. Детство ее прошло в скромной обстановке семьи прусского генерала, и родители не отягощали ее своими воспитательными заботами . Воспитанием девочки занималась мадемуазель Кардель, женщина умная и хорошо знакомая с литературой . Она была строга со своей воспитанницей , но с ...