Реорганизация ВЧК. Создание советской прокуратуры. Судебная реформа
Страница 2

Учебные материалы » Перестройка советского государственного аппарата при переходе к НЭПу » Реорганизация ВЧК. Создание советской прокуратуры. Судебная реформа

а) подавление открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма;

б) принятие мер охраны и борьбы со шпионажем;

в) охрана железнодорожных и водных путей сообщения;

г) политическая охрана границ РСФСР;

д) борьба с контрабандой и переходом границ республики без разрешений;

е) выполнение специальных поручений Президиума ВЦМК или СНК по охране революционного порядка.

Для реализации этих задач при НКВД РСФСР учреждалось Государственное политическое управление (ГПУ) под личным председательством Народного комиссара внутренних дел или назначаемого СНК его заместителя.

С упразднением ВЧК и образованием ГПУ, ВЦИК утвердил "Положение о Государственном политическом управлении", "Положение о губернских и областных отделах Госполитуправления", "Положения об уездных (кантонных, улусных) уполномоченных губернских и областных отделов Госполитуправления", "Положение об Особых отделах Госполитуправления (При нормальном положении)" и "Положение о Транспортных отделах Госполитуправления". То есть был принят пакет законодательных нормативных актов, в которых детально регламентировались задачи, права, обязанности, структура органов государственной безопасности. Общий надзор за законностью действий ГПУ и его органов осуществлял Народный комиссариат юстиции РСФСР. 2 ноября 1923 года Президиум ЦИК СССР принял постановление об ОГПУ, а 15 ноября утвердил "Положение об ОГПУ и его органах". ОГПУ приобрело статус центрального государственного учреждения, а председатель ОГПУ стал входить в состав правительства. Первая Конституции СССР, принятая вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года регламентировала отношения ОГПУ с ЦИК СССР, его Президиумом и СНК СССР, а также подробно и полно определила взаимоотношения с наркоматами Союза ССР и союзных республик. Необходимо отметить, что органы государственной безопасности в 20-30 годы стали основной структурой среди звеньев госаппарата для реализации сложных политических решений ВКП(б).

Упрочение Советской власти, стабилизация положения страны на международной арене, успехи нэпа привели к необходимости судебной реформы.

23 июня 1921 г. были объединены в одну систему все ревтрибуналы. Как единый кассационный орган и орган надзора для всех трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности был создан Верховный трибунал при ВЦИК. Были упразднены все революционные железнодорожные трибуналы, за исключением одного на каждую дорогу и водный район, почти все военные трибуналы. В результате возникла система общих ревтрибуналов и отдельные военные и железнодорожные трибуналы. Однако военные отделения трибуналов, не связанные с армией, не знающие ее быта, не справились с задачей пресечения воинских преступлений. В Верховный трибунал и Реввоенсовет республик стали поступать от местного военного командования и политорганов настойчивые ходатайства о восстановлении военных трибуналов. Вскоре военные трибуналы стали довольно быстро восстанавливаться.

31 октября 1922 года ВЦИК принял «Положение о судоустройстве РСФСР», вводившееся в действие на всей территории РСФСР. Согласно этому акту упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов и временно сохранялись военные трибуналы. Была создана единая система судебных учреждений: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей, губернский суд, Верховный Суд РСФСР. Дела, ранее подсудные губернским и областным трибуналам, подлежали рассмотрению в создаваемых губернских и областных судах, а дела, подсудные Верховному трибуналу – в учреждаемом Верховном Суде РСФСР.

В связи с образованием СССР был создан Верховный Суд СССР. К его компетенции относилось: разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности. Он действовал в составе: пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий. Кроме того, на Верховный Суд были возложены задачи, близкие к задачам Конституционного суда. Верховный Суд СССР также рассматривал и опротестовывал перед ЦИК СССР по представлению прокурора Верховного суда СССР постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству и когда затрагивались интересы других республик. Как суд первой инстанции он принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

Страницы: 1 2 3

Смещение Н.С. Хрущева: «Законная Отставка» или «Переворот»?
15 октября 1964 г. опубликованное в советских газетах ко­роткое коммюнике сообщило, что состоявшийся накануне пле­нум ЦК «удовлетворил просьбу т. Хрущева Н.С. об освобожде­нии его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состоя­ни ...

Строительство и структура внутренних войск после войны
В соответствии с законом о демобилизации личного состава армии и флота, принятым Верховным Советом СССР 23 июня 1945 г., войска НКВД – МВД к концу 1946 г. сократились вдвое, и их количество составило 471945 человек. При этом штатная численность частей оперативного назначения уменьшилась на 20 %, конвойных войск - на 18 %, войск по охран ...

Формирование однопартийного политического режима
Одна из важнейших особенностей советской власти - ее однопартийность, господство партии большевиков во всех структурах власти. С первых дней советской власти, сразу после победы Октябрьского восстания, встал вопрос о вхождении в правительство представителей социалистических партий - меньшевиков, правых и левых эсеров, тем более что они ...