Окончательный раскол социал-демократии
Страница 1

Учебные материалы » История развития идеологов социал-демократии » Окончательный раскол социал-демократии

II съезд РСДРП выявил и различия во взглядах, что яви­лось естественным следствием представительства на съезде практически всех направлений внутри социал-демократии. Несогласные с проводившейся на съезде искровской линией покинули его (делегаты от Бунда, “экономисты”), но и внутри искровского направления вполне определились две линии: сто­ронников Ю. С Мартова и В. И. Ленина. Разногласия меж­ду ними начались с обсуждения вопроса о членстве в партии и закончились расколом на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Мартова) при выборах Центрального Комитета партии. Явление это само по себе не было случайностью, скорее наоборот: раскол стал внешним проявлением глубокого противоречия в создаваемой партии. Основу его составляли две тенденции, присущие рабочего дви­жению и отраженные в социал-демократии: революционная и реформистская. Таким образом II съезд РСДРП положил начало к существованию внутри партии двух направлений: леворадикального во главе с В. И. Лениным и умеренного во. главе с Ю. Мартовым. После съезда оба направления стали постепенно оформляться во фракции. Следует подчеркнуть, что перед революцией 1905—1907 гг. разногласия существова­ли в основном по организационным вопросам. Идейные плат­формы большевизма и меньшевизма в эти годы только-только намечались, четко сформировались они в годы первой россий­ской революции. Но уже в “искровский” период появились некоторые различия в оценке темпов капиталистического разви­тия, страны, в решении вопроса о взаимоотношениях полити­ческой партии и класса, во взглядах на формирование социа­листической сознательности пролетариата.

Как уже отмечалось, В. И. Ленин приблизительно в тече­ние десятилетия следовал общей идейной линии российской социал-демократии, линии Г. В. Плеханова — П. Б. Аксельрода. В процессе выработки организационных принципов про­летарской партии начала формироваться ленинская линия в организационном вопросе, которая получила законченное вы­ражение в его книге “Шаг вперед, два шага назад”. В чем же состояла сущность разногласий? На признании необходимо­сти создания централизованной организации сходились все искровцы, различия во взглядах касались именно степени централизации. Видный деятель РСДРП Ф. Дан подчеркивал: “Со II съезда партия вышла с единой программой, едиными основами тактики, единым организационным принципом. И только на основе такого единства, дающего нам верный залог наших будущих успехов, в частности только на основе еди­ного организационного принципа — общего признания необ­ходимости централизованной организации — возможно было возникновение тех разногласий, которые обнаружились на партийном съезде”.

Противоположность взглядов выявилась еще в процессе обсуждения Устава, окончательно определилась при выборах Центрального Комитета. Итак, среди искровцев было две точ­ки зрения на степень централизации. В. И. Ленин и его сто­ронники выступали за централизацию совершенную, закреп­ленную безусловным подчинением низших звеньев партии высшим, за почти военное толкование партийной дисципли­ны. Основным аргументом являлась ссылка на необходимость, существования партии в условиях подполья, отсутствие хотя бы простейших демократических свобод, жестокое пре­следование со стороны царского режима. Ю. О. Мартов и его сторонники исходили из признания факта сравнительно низко­го уровня организованности пролетариата и необходимости упорной систематической работы для воплощения в жизнь со­знательно воспринятых всеми членами партии принципов ор­ганизационного централизма. На первый план ими выдвигалась задача организационного самовоспитания партии, реше­ние которой позволило бы построить партийную дисциплину на росте сознания ее членов, добиться сознательного подчине­ния членов партии руководству ее центральных органов.

После II съезда РСДРП разногласия углубились, после­довали взаимные обиды и обвинения. Меньшевизм квалифи­цировался большевиками как оппортунизм в организационных вопросах, большевизм представлялся меньшевиками разно­видностью бланкизма. И та и другая сторона заявляли о не­обходимости преодоления разногласий, но практических ша­гов к этому не делали. РСДРП накануне первой российском революции находилась в .кризисе, который, безусловно, отри­цательно сказался на ее готовности к революционным собы­тиям. [9]

В заключение следует подчеркнуть, что II съезд закреп­лял создание одной пролетарской партии, имеющей внутри два основных течения, позднее оформившихся во фракции. РСДРП не раскалывалась из-за программных положений, меньшевики оставались частью партии революционного про­летариата. К причинам же появления и размежевания линий большевизма и меньшевизма можно отнести три основных момента: во-первых, опора тех и других на разные пласты на­следия Маркса-Энгельса; во-вторых, различия в оценке социально-политической и экономической ситуации в России; в-третьих, стремление действовать методами решительной яко­бинской Горы и нерешительной Жиронды.

Страницы: 1 2

Ленинское наследие.
Борьба в высших эшелонах партийно-государственного руководства (начавшаяся ещё до смерти Ленина) поначалу разворачивалась вокруг «ленинского наследия» и выливалась, прежде всего, в проблему лидерства в политической и идеологической области. Теоретическое наследие Ленина оказалось весьма противоречивым. Всякий способный мыслить коммунист ...

Древние государства Восточного Кавказа
Алванское царство – древнейшее государство на Восточном Кавказе – возникло в I веке до новой эры. В связи с походом в Закавказье в 65-64 годах до н.э. римского полководца Помпея стало известно имя одного из алванских царей – Оройс. Подданными Алванского царства были не только собственно алваны, но и лпины, чилбы и другие родственные им ...

Иньский оракул
Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания шанского и других коллективов и хранился архив так называемого “иньского оракула”. Название “иньский оракул” идет от позднейшей древнекитайской письменной традиции, в гадательных текстах знак инь отсутствует. Это может быть объяснено ...